Как изменится рынок доставки из ресторанов во Владивостоке после закрытия сервиса «Vl.ru еда»

Кто остался Самым большим и популярным агрегатором доставки еды из ресторанов во Владивостоке был сервис «Vl.ru еда». В «Еде» были и рестораны, и кафе, и фастфуд, и даже продукты из магазинов. О закрытии сервис объявил в конце октября, а 22 числа перестал принимать заказы. Как прокомментировали менеджеры сервиса внутреннему проекту «Vl.ru Новости», за три года существования проект так и не вышел на самоокупаемость. «Чтобы продолжать оказывать услуги на том же уровне – быстро доставлять еду, развивать инфраструктуру – требовались постоянные вложения. Мы не хотели ухудшать условия сотрудничества с партнерами и увеличивать комиссию, брать с покупателей дополнительные деньги за доставку или вводить сервисные сборы», – объяснили менеджеры «Еды». Сейчас у приморцев выбор стал меньше: два федеральных сервиса «Яндекс.Еда» и «Деливери клаб» или собственные службы доставки, которые есть только у крупных игроков рынка. У федералов пока позиции во Владивостоке слабые. Как рассказала изданию Полина Сиворакша, управляющая кафе «Золотой дракон», правилами сервиса «Vl.ru еда» предусматривалось повышение ставки для партнеров, если они сотрудничали с другими компаниями-агрегаторами. «Мы работали с Vl и Яндексом в прошлом году: нам была выгодна их ставка в условиях карантина. Далее Яндекс вернул стандартную ставку, и мы остались только на Vl, так как они тоже хотели повышать по условиям договора: нельзя было сотрудничать еще с кем-то. Это основная причина, почему очень долго заходили федералы. Не очень выгодно отдавать 30 с лишним процентов от заказа, будь ты маленькое заведение, или большой ресторан» , – пояснила управляющая. Полина может сравнить статистику заказов через «Vl.ru еду» и «Яндекс.Еду». По ее данным, жители Владивостока гораздо чаще заказывали через Vl.ru: «Все знают, что это, кто это, и у федералов мало было заведений, поэтому удобнее зайти на Vl, где почти все, сравнить и посмотреть, что хочется», – объяснила Полина. Сейчас ресторан находится в ожидании подключения к новому сервису. И говорить о том, где сейчас жители города делают заказы, возможности нет. А вот основатель семьи ресторанов «Супра» Илья Сухих вспоминает, что так и не смог зайти ни в один из агрегаторов: невозможно выдерживать корпоративные стандарты качества. Кроме того, сложно сохранить прибыльность, если платить агрегатору высокий процент. «Для основных игроков рынка комиссия у федералов непосильна. У «Vl.ru еды» были очень неплохие условия для партнеров: они были примерно в два раза дешевле, и это привлекало. «Яндекс» работает с фиксированной комиссией в 30 % по всей России. Но маржинальность и средний чек по всей стране разные. И если в Москве ресторан отдает 30 % и может заработать, то во Владивостоке построить экономически выгодную модель практически невозможно». Сейчас ситуация у федеральных агрегаторов, говорит Илья Сухих, плачевная. Если открыть приложение, например, «Яндекса», то можно увидеть, что у них практически нет партнеров: «Практически все, что есть – у них люди во Владивостоке еду не заказывают. У них, думаю, основные партнеры – это «Макдоналдс» и KFC», – отмечает он. Как теперь Владивосток будет заказывать еду Илья Сухих отмечает, хоть и не пользовался услугами «Vl.ru еды» как ресторатор, сожалеет, что они покинули рынок. «Я сожалею, что «Vl.ru еда» ушли с рынка. Это очень хорошая большая компания. Но, видимо, они больше IT-компания, и эти продукты у них хорошо получаются. Но B2B услуга оказалась сложной для них, они не совсем понимают, как выстроить отношения с партнерами, потому что это большая работа. Но это мое мнение», – отметил Сухих. Сейчас, особенно в условиях постоянно повторяющихся локдаунов, рынку во Владивостоке будет несладко. Прямо сейчас, считает ресторатор, коллеги кинутся организовывать собственные службы доставки. Но это крайне непростая история: не только вкусно готовить и хорошо обслуживать, но и заниматься логистикой, заказами, контролем курьеров. «Мы уже сейчас наблюдаем такую картину, когда крупные игроки, например, «ДоДо пицца» или «Тануки» делают только собственную доставку, стараются независимость сохранить: это позволят выдержать стандарты сервиса. Кроме того, у региональных городов есть одна важная специфика. Они, с одной стороны, очень централизованы: рестораны находятся в центре, а с другой – люди живут в спальных районах. И туда возить очень далеко. И я не знаю, как с этим справляются агрегаторы – это очень большие пробеги. Мы же строим дополнительные производства в спальных районах, чтобы сократить время доставки», – отметил он. Илья Сухих предположил, что в долгосрочной перспективе победят агрегаторы. У них есть больше ресурсов, которые они могут предложить. Но на местном рынке с большим успехом зайдет местный продукт: потому что небольшие города хороши тем, что все знают друг друга, идут по проверенным и знакомым местам, доверяют местным сервисам. «Уже сейчас есть компания, у которой хорошая техническая база, которая может это сделать. Но они делают по-другому, другая «религия» у них: индивидуальные сайты для каждой компании и единая служба доставки. Они, по сути, логистический партнер. Ведь логистика – это один из самых сложных процессов. И будет лучше, если ей будут заниматься профессионалы», – говорит Сухих. А пока с момента закрытия «Vl.ru еды» прошла неделя, ни рестораны, ни пользователи не понимают, как жить дальше. Пока федералы подключают рестораны, а собственные службы доставки еще не появились, приморцы страдают без привычной еды из ресторанов и ищут аналоги. Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press / globallookpress.com

Как изменится рынок доставки из ресторанов во Владивостоке после закрытия сервиса «Vl.ru еда»
© РИА "ФедералПресс"