Пятая стихия москвичей. Как пили чай 100 и более лет назад

В музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Московское чаепитие», рассказывающая о появлении в России чая и становлении чайной культуры. Среди экспонатов предметы из фондов «Коломенского», музея-заповедника «Царицыно» и Музея Москвы. О самых интересных из них — в материале mos.ru.

Пятая стихия москвичей. Как пили чай 100 и более лет назад
© Mos.ru

Осаждает пары, возвращает аппетит

Впервые чай в России появился в начале XVII века, во времена правления Михаила Федоровича Романова. Увидев, что привез ему посол Василий Старков от монгольского алтын-хана, царь возмутился: как можно было отдать роскошные соболиные меха за какую-то сушеную траву? Старков в ответ посоветовал сделать из нее отвар — тот пришелся царю по вкусу.

В следующий раз о чае услышали гораздо позже, в 1679 году, когда его начали привозить из Китая. Тогда же он и получил свое название — от китайского «чха» и «чхаэ» («чай-напиток», «чай-лист»). Стоил чай дорого. Изначально он считался в России целебным: горячий крепкий напиток употребляли при простуде, похмелье и других недомоганиях.

«Свойство сего напитку осаждать пары, освежать и очищать кровь. Пьют поутру для возбуждения жизненных духов и аппетита, а через несколько часов после обеда — в способствовании пищеварения», — писал в книге «Всеобщее и полное домоводство» литератор и помещик Василий Левшин.

В 1728 году на границе с Монголией появилась торговая слобода Кяхта, центр торговли с Китаем. Закупившись сухим чаем, купцы везли его в нужный город на обозах. Бизнес был очень рискованным: если шел сильный дождь, чай в мешках мог промокнуть, заплесневеть — и его оставалось только выбросить.

Культура чаепития

Развешивали и расфасовывали чай в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, где были специальные чаеразвесочные фабрики. Чай особенно любили именно в Москве — на нее приходилось около 60 процентов всего чая, который ввозили в страну.

Известным популяризатором чаепития был купец Алексей Перлов, унаследовавший от своего деда в том числе специализированный магазин «Дом Перлова» на Мясницкой. Чай там продавали в красивых жестяных и фарфоровых банках. В 1787 году Алексей открыл в Кяхте свою контору по его закупке, а также лавку в Верхних торговых рядах. Отсутствие посредников позволило ему продавать товар по более низкой цене. Кроме него, чайным делом занимались Высоцкие, Боткины, Расторгуевы и другие купцы.

Постепенно чай стал одним из самых популярных товаров. Предприниматели тратили огромные деньги на рекламу, упаковывали продукт в красочные жестяные и картонные коробки, стараясь привлечь внимание покупателей разными способами. Товарищество В.И. Попова, например, в каждую коробочку вкладывало листок с текстом, гласящим, что фирма «строго обращает свое внимание единственно на доброкачественность чая и его крепкий настой и аромат».

Бытописатель Иван Кокорев в очерке «Чай в Москве» (1848) писал: «Кто знает Москву не понаслышке, тот согласится, что чай — пятая стихия ее жителей». Чаепитие было настоящим ритуалом, показывающим, помимо всего прочего, отношения между людьми: про тех, кто был в ссоре, говорили, что они даже пить чай вместе не ходят.

Чаепитие происходило как минимум трижды в день: рано утром, в полдень и в четыре часа дня. Последнее напоминает об английской традиции пить чай в пять часов (five o’clock tea).

Процессом наслаждались, никуда не спеша, часто затягивая чаепитие на часы. Чай подавался к столу в сухом виде и заваривался тут же. Его закусывали плюшками, сушками, баранками, мармеладом, мочеными яблоками, пирогами, арбузами, блинами. Любили еще добавлять крепкие настойки, бальзамы или молоко. У дворянства было принято держать специальные столики с аккуратными чашечками и чайниками, за которыми и пили чай.

Домашний вестник

Центром композиции стола, накрытого к чаю, был, конечно же, самовар. Он играл в жизни горожан огромную роль и даже считался мерилом достатка: бедный человек мог отдать в счет уплаты долгов что угодно, только не его. Кроме того, с самоварами связано множество примет: например, считалось, что если он потрескивал на углях и гудел («пел песни»), то это к добру, а если свистел — к нехорошим новостям.

Самовары известны в России с начала ХVII века. Первым российским городом, где начали их делать, была Тула. Известен был Торговый дом Аленчикова И.А. и Зимина Н.С., а также фабрика В.С. Баташева, прогремевшая на весь мир. Со временем несколько производств открылось и в Москве — фабрики Александра Шмакова, Петра Силина, Константина Пеца, Федора Эмме и Александра Матисена. По технологии изготовления самовары практически не отличались, разница была только в объеме (одни вмещали в себя только один-два стакана воды, а другие — несколько ведер) и дизайне.

Когда в моде быль стиль ампир, самовары делали похожими на ампирные вазы, в эпоху моды на рококо самовары украшали причудливыми завитками и узорами. Фабрики, на которых их делали, часто участвовали в промышленных выставках. Если предприятие получало награду, то выгравированные медали позднее появлялись прямо на изделиях. Это было знаком качества.

У самоваров есть и близкие родственники, очень на них похожие, — чайники для путешествий. Кстати, изначально слово «чайник» означало не столько емкость, в которой находился напиток, сколько человека, который любит его пить, «охотника до чая».

Фарфоровая посуда

Мужчины любили пить чай из стаканов в подстаканнике, а женщины предпочитали изящные фарфоровые чашечки. Особняком в изготовлении посуды стояли такие предприятия, как Императорский фарфоровый завод, а также фарфоровый завод Ф.Я. Гарднера — они выпускали изделия высочайшего качества, при этом найти у них что-то себе по вкусу могли граждане любого достатка.

Среди любителей чаепитий большим спросом также пользовались сервизы фабрики А.Г. Попова, заводов Сафронова и братьев Корниловых. Корниловскую посуду особенно любило купечество, так как она производила впечатление роскоши и богатства: здесь и выразительный рельеф, и красочная роспись, и позолота.

В конце XIX — начале XX века Товарищество М.С. Кузнецова (так после 1892 года назывался завод Гарднера, сменивший владельца) выпускало интересный сервиз «Эгоист», рассчитанный на одну персону (в набор входили по чашке для кофе и чая, маленький заварочный чайник, молочник и сахарница).

Чай в парках и трактирах

В весенние и летние дни, если погода стояла хорошая, москвичи выбирались пить чай в парки: с пледами, одеялами, закусками и специальными наборами, включающими ложки, десертные вилки и щипцы для сахара, которые часто брали и в дорогу. Самовар за определенную плату можно было попросить в ближайшей чайной.

В конце XIX — начале XX века московские власти разработали специальные правила аренды участков для подачи самоваров в Сокольниках, Марьиной Роще и на Девичьем поле, в которые входила организация чаепитий. На этих участках разрешалось продавать только чай, молоко, пироги, крендели и другие десерты. Вся необходимая утварь должна была быть идеально вычищена. Работникам надлежало держать себя в трезвости. Торговля продолжалась строго до 23:00.

Кроме того, чай подавали и во многих трактирах. Это моментально повышало их престиж. Литературный критик и публицист Виссарион Белинский писал в 1845 году:

«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай. Это народ, выпивающий в день по пятнадцать самоваров, народ, который не может жить без чая, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах».

Зимой в заведениях, расположенных вдоль дорог между городами, гостям вместо спиртных напитков часто предлагали именно согревающий ароматный чай. Так делали из соображений безопасности: во время холодов опьянение могло привести к гибели, а чай грел и тонизировал без риска для жизни.