«Антипохмелин»: почему «в разведке не может быть трезвенников»
Элегантный и брутальный Джеймс Бонд в реальности давно бы превратился в алкоголика с его пристрастиями к коктейлям и крепкому алкоголю. А вот советские разведчики могли бы поучить коллегу тому, как и спиртным не увлекаться, и подозрений не вызывать.
Публицист Дмитрий Прохоров в книге «Сколько стоит предать Родину» упоминает нелицеприятную историю с резидентом советской разведки Рейно Хейханеном, который злоупотреблял спиртными напитками во время службы в США. Его поведение вызывало опасения, так как он становился агрессивным и нередко дело доходило до стычек с полицией. Хейханена отозвали в Москву и дали новое назначение – во Францию. Однако разведчик вместо работы над ошибками предложил свои знания о советских спецслужбах ЦРУ, которые с помощью Хейханена раскрыли нескольких его недавних коллег.
Историк спецслужб Александр Колпакиди в книге «Всё о внешней разведке» вспоминает аналогичное происшествие с резидентом в США Николаем Черновым, уволенным за пьянство из разведывательного управления. В ходе разбирательства было обнаружено, что агент долгие годы работал на ФБР, за что был приговорен к 8 годам лишения свободы.[С-BLOCK]
С одной стороны, алкоголь расслабляет, может привести к потере контроля и последующему разоблачению агента. Но с другой – неформальная обстановка с рюмочкой хорошего напитка помогает разговорить и противника, вынуждая последнего поделиться нужной информацией.
Согласно книге воспоминаний «Из жизни начальника разведки» Леонида Шебаршина, возглавлявшего советскую разведку, умеренно выпивающие сотрудники делали отличную карьеру. И наоборот, он описывает яркий пример закоренелого трезвенника, на счету которого не было ни единой вербовки. Стоило заменить его на выпивающего разведчика, и работа по установлению связей с пакистанскими генералами сразу наладилась. Широкое распространение получил афоризм генерала Шебаршина о том, что агентов следует «из оперативных переименовать в аперитивных». Эта шутка как нельзя полно описывает специфику деятельности резидента, в которой не обойтись без званых ужинов и дружеских встреч на территории противника.
Возвращаясь к легендарному Джеймсу Бонду, следует отметить, что иностранные спецслужбы тоже часто использовали алкоголь в своей работе. Полковник Первого главного управления КГБ СССР Олег Гордиевский, работавший на британскую разведку, в интервью на «Радио Свобода» поделился наблюдениями о том, что англичане преимущественно выпивают бокал красного или белого сухого вина под обед и не более того. Тогда как выпускники советской разведшколы в первые же месяцы узнавали, что у работника опертехники обязательно хранятся колоссальные запасы алкоголя, а первое знакомство с любым контактом начинается с выпивки.
Такое различие в подходе к работе отметил и израильский «Моссад», где никогда не существовало культуры потребления алкоголя. Для повышения эффективности своих сотрудников руководство разведки даже ввело специальные курсы по основам дегустации, совместимости тех или иных напитков с пищей, допустимое количество потребления. По итогам курса, потенциальные «агенты Моссада» проходят тестирования, показывая свои навыки на выпускном банкете.[С-BLOCK][С-BLOCK]
Генерал-майор в отставке Юрий Кобаладзе в мемуарах «С.В.Р. Из жизни разведчиков» поделился хитростями употребления алкоголя, которые каждый разведчик находил для себя сам. Так, среди наиболее действенных приемов можно назвать следующие:
• до мероприятия плотно перекусить чем-то острым и выпить одну стопку водки;
• употребить адсорбенты типа активированного угля;
• принять таблетку витамина С или съесть несколько любых цитрусовых фруктов;
• не смешивать разные алкогольные напитки;
• больше активности: танцевать, выходить на свежий воздух, чтобы медленнее пьянеть.
В зависимости от той страны, в которой работает агент, вырабатывались особые «фирменные» рецепты для быстрого снятия похмелья. В Германии действенным оказалось блюдо из посыпанной луком маринованной рыбы в сочетании с натуральным йогуртом, в Китае – зеленый чай, быстро выводящий алкоголь, а в Мексике – густой перченый телячий суп.
А вот мифический препарат под названием RU-21, считавшийся секретным русским «антипохмелином», никогда не существовал. Вся хитрость советских, а затем и российских разведчиков, по их словам, заключалась в культуре нашего широкого застолья, которое учит и хорошо отдыхать, и сложной науке держать ситуацию под контролем.