«Ъ»: производителям безалкогольных напитков не хватает лимонной кислоты
Обновлено в 12:27
Производители соков и газировки столкнулись с нехваткой лимонной кислоты из Китая. Предприятиям может не хватить запасов в высокий предновогодний сезон, пишет «Коммерсантъ». Причина дефицита — в заторе в портах Дальнего Востока, куда поступает китайское сырье. Все происходящее — следствие глобального логистического сбоя из-за пандемии, продолжающейся второй год.
Проблемы с поставками ингредиентов для напитков, в том числе лимонной кислоты, подтвердили в PepsiCo. Это бренды Pepsi, 7UP, Mirinda, «Фруктовый сад» и другие. Представитель компании уточнил, что сырье уже прибыло в порт Восточный в Приморском крае, но не может попасть на заводы в ожидании выгрузки. Неполучение поставок в срок может привести к сокращению производства и росту цен. Вот что говорит президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков:
Максим Новиков президент Союза производителей соков, воды и напитков «Мы как индустриальный союз говорим о том, что складываются предпосылки к росту цены, которые в совокупности повышают вероятность этого процесса. На сегодняшний день это уже критичная ситуация, которая практически со стопроцентной вероятностью приведет к подорожанию. Внутреннего запаса у производителей фактически нет. Необходимо отметить, что с января этого запаса станет еще меньше, потому что вводятся дополнительные повышенные платежи по экологии, которые тоже увеличат нагрузку на себестоимость. Необходимо понимать, что сейчас сложились предпосылки к росту цен, связанные не только с лимонной кислотой, это последняя капля. По некоторым видам продукции, в которых используют концентрированные соки, происходят неконтролируемые и непрогнозируемые по срокам простои на таможне, опять начался рост стоимости ПЭТ-гранулы, которая уже выросла из-за этого более чем в два раза. Производители испытывают чрезмерное давление на себестоимость, и когда в моменте спотовая цена повышается в четыре раза, мы понимаем, что, даже если компонент не особо значимый в структуре себестоимости и составляет доли процента или 2-3%, рост в несколько раз выбивает производителя из зоны доходности».
Эксперты считают, что дефицит лимонной кислоты может привести к росту цен на всю готовую продукцию, куда входит этот ингредиент. Комментирует президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич:
— Повышение цен уже началось, мы буквально сейчас наблюдали повышение на 15% за неделю, и это будет бить по карману конечного потребителя. Плюс еще задержки в логистике, в начале следующего года может быть дефицит для химической промышленности. В том числе лимонная кислота и различные фармсубстанции, которые мы закупаем сейчас в КНР, — все это будет только дорожать. Я думаю, что цена будет расти, а задержки с поставками будут примерно до китайского Нового года. К этому времени мы должны отрегулировать ситуацию, и в Китае со своей стороны тоже должны отрегулировать ситуацию. Плюс они проведут у себя Олимпиаду и немножко ослабят антиковидные меры.
— Почему не хватает контейнеров?
— Контейнеры задерживаются как на территории России, так и на территории Китая. Некоторые логистические компании придерживают их для своих клиентов, поэтому наблюдается такой дефицит.
Лимонная кислота используется в кондитерских изделиях. Есть ли проблемы в связи с перебоями в ее поставках? Рассказывает президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев:
Виталий Муравьев президент кондитерской фабрики «Победа» «Поскольку логистика в Китае закрылась не мгновенно, а плавно, у нас есть определенный запас лимонной кислоты, пока на нас это никак не отражается. Ориентировочно этого хватит на два-три месяца. Повышения цен из-за лимонной кислоты точно не стоит ожидать, потому что в структуре себестоимости она составляет очень незначительную долю, тут вопрос именно о возможных перебоях с производством. Но, поскольку Китай непостоянный, он то открывается, то закрывается, начинаем привыкать. У нас такие же проблемы и с экспортом в Китае, когда китайские компании делают заказы, мы производим, стикируем продукцию, производим специально для китайского рынка, все упаковываем, и в последний момент Китай закрывается, соответственно, продукция уходит в переработку, то есть мы несем огромные потери из-за действий китайской стороны. Такова реальность, и она в последний год происходит постоянно. Основное, что сейчас влияет на цену, — это инфляция, и инфляция не рублевая, а валютная. Поэтому понятно, что инфляция идет оттуда и сырье дорожает именно в валюте».
В России лимонная кислота не производится. Единственный завод, белгородский «Цитробел», закрылся в конце 2017 года после иска Росприроднадзора почти на 4 млрд рублей компенсации ущерба окружающей среде. Это произошло после того, как местные власти включили территорию предприятия в черту города, в том числе отстойник с отходами химического производства. По собственным данным «Цитробела», завод обеспечивал потребности России в лимонной кислоте на 35%.
Загрузка китайских фабрик, на которые приходится 70% мирового производства лимонной кислоты, сейчас в моменте превышает 85-90%. Там сейчас активно сокращают выбросы вредных веществ, многие производства приостанавливаются.