«Ъ»: производителям безалкогольных напитков не хватает лимонной кислоты

Обновлено в 12:27

«Ъ»: производителям безалкогольных напитков не хватает лимонной кислоты
© BFM.RU

Производители соков и газировки столкнулись с нехваткой лимонной кислоты из Китая. Предприятиям может не хватить запасов в высокий предновогодний сезон, пишет «Коммерсантъ». Причина дефицита — в заторе в портах Дальнего Востока, куда поступает китайское сырье. Все происходящее — следствие глобального логистического сбоя из-за пандемии, продолжающейся второй год.

Проблемы с поставками ингредиентов для напитков, в том числе лимонной кислоты, подтвердили в PepsiCo. Это бренды Pepsi, 7UP, Mirinda, «Фруктовый сад» и другие. Представитель компании уточнил, что сырье уже прибыло в порт Восточный в Приморском крае, но не может попасть на заводы в ожидании выгрузки. Неполучение поставок в срок может привести к сокращению производства и росту цен. Вот что говорит президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков:

Максим Новиков президент Союза производителей соков, воды и напитков «Мы как индустриальный союз говорим о том, что складываются предпосылки к росту цены, которые в совокупности повышают вероятность этого процесса. На сегодняшний день это уже критичная ситуация, которая практически со стопроцентной вероятностью приведет к подорожанию. Внутреннего запаса у производителей фактически нет. Необходимо отметить, что с января этого запаса станет еще меньше, потому что вводятся дополнительные повышенные платежи по экологии, которые тоже увеличат нагрузку на себестоимость. Необходимо понимать, что сейчас сложились предпосылки к росту цен, связанные не только с лимонной кислотой, это последняя капля. По некоторым видам продукции, в которых используют концентрированные соки, происходят неконтролируемые и непрогнозируемые по срокам простои на таможне, опять начался рост стоимости ПЭТ-гранулы, которая уже выросла из-за этого более чем в два раза. Производители испытывают чрезмерное давление на себестоимость, и когда в моменте спотовая цена повышается в четыре раза, мы понимаем, что, даже если компонент не особо значимый в структуре себестоимости и составляет доли процента или 2-3%, рост в несколько раз выбивает производителя из зоны доходности».

Эксперты считают, что дефицит лимонной кислоты может привести к росту цен на всю готовую продук­цию, куда входит этот ингредиент. Комментирует президент Русско-Азиатского союза пром­ышленников и предпри­нимателей Ви­талий Манкевич:

— Повышение цен уже началось, мы буквально сейчас наблюдали повышение на 15% за неделю, и это будет бить по карману конечного потребителя. Плюс еще задержки в логистике, в начале следующего года может быть дефицит для химической промышленности. В том числе лимонная кислота и различные фармсубстанции, которые мы закупаем сейчас в КНР, — все это будет только дорожать. Я думаю, что цена будет расти, а задержки с поставками будут примерно до китайского Нового года. К этому времени мы должны отрегулировать ситуацию, и в Китае со своей стороны тоже должны отрегулировать ситуацию. Плюс они проведут у себя Олимпиаду и немножко ослабят антиковидные меры.

— Почему не хватает контейнеров?

— Контейнеры задерживаются как на территории России, так и на территории Китая. Некоторые логистические компании придерживают их для своих клиентов, поэтому наблюдается такой дефицит.

Лимонная кислота используется в кондитерских изделиях. Есть ли проблемы в связи с перебоями в ее поставках? Рассказывает президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев:

Виталий Муравьев президент кондитерской фабрики «Победа» «Поскольку логистика в Китае закрылась не мгновенно, а плавно, у нас есть определенный запас лимонной кислоты, пока на нас это никак не отражается. Ориентировочно этого хватит на два-три месяца. Повышения цен из-за лимонной кислоты точно не стоит ожидать, потому что в структуре себестоимости она составляет очень незначительную долю, тут вопрос именно о возможных перебоях с производством. Но, поскольку Китай непостоянный, он то открывается, то закрывается, начинаем привыкать. У нас такие же проблемы и с экспортом в Китае, когда китайские компании делают заказы, мы производим, стикируем продукцию, производим специально для китайского рынка, все упаковываем, и в последний момент Китай закрывается, соответственно, продукция уходит в переработку, то есть мы несем огромные потери из-за действий китайской стороны. Такова реальность, и она в последний год происходит постоянно. Основное, что сейчас влияет на цену, — это инфляция, и инфляция не рублевая, а валютная. Поэтому понятно, что инфляция идет оттуда и сырье дорожает именно в валюте».

В России лимонная кислота не производит­ся. Единственный завод, белгородский «Цитробел», закрылся в конце 2017 года после иска Росприро­днадзора почти на 4 млрд рублей компенсации ущерба ок­ружающей среде. Это прои­зошло после того, как местные власти включили территорию предприятия в черту го­рода, в том числе отст­ойник с отходами хим­ического производст­ва. По собственным данным «Цитробела», завод обеспечив­ал потребности Рос­сии в лимонной кисло­те на 35%.

Загрузка китайских фабрик, на которые приходится 70% мирового произ­водства лимонной кис­лоты, сейчас в моме­нте превышает 85-90%. Там сейчас актив­но сокращают выбросы вредных веществ, многие производства приоста­навливаются.