Любовь к хумусу переросла в полноценный бизнес
Далеко не для каждой отрасли в бизнесе нужны большие вложения на старте. Перспективный проект может зародиться и в условиях обычной квартиры. Так и произошло с Юлией Ефремовой, чья история успеха началась на собственной кухне с производства домашнего хумуса. Хобби, которое переросло в бизнес Юлия Ефремова с 19 лет мечтала связать свою карьеру с приготовлением вкусной еды. Девушка заметила, что многие блюда в кафе и ресторанах сильно уступают тем, которые приготовлены дома. Четыре года назад она вместе с семьей перешла на растительное питание, и первой едой стал хумус, который перевернул для нее представления о еде. Но приготовленное дома блюдо сильно отличалось от покупного, поэтому девушка начала разрабатывать собственные рецепты. Сначала Юлия Ефремова готовила для семьи и друзей. Но вскоре знакомые начали просить ее продать хумус. Чтобы узнать наверняка, есть ли спрос на такой продукт, девушка опросила своих подписчиков в Instagram. Оказалось, многие заинтересованы в покупке хумуса. Так в 2020 году зародилась идея открытия собственного бизнеса. Стартовый капитал был небольшим — всего 10 000 рублей. Этих денег было достаточно, чтобы приобрести продукты, тару и упаковочную бумагу. Производство хумуса не является сложным с точки зрения технологий. Для него достаточно блендера, подходящей емкости и кухонного инвентаря. А так как Юлия любит готовить для всей семьи, оборудование для старта у нее уже было. Времени же на готовку уходит много — весь процесс занимает 17 часов. На данный момент девушка занимается всем рабочим процессом — от закупки продуктов и готовки до самовывоза от метро. И работу она успешно совмещает с материнством, хотя признается, что иногда тяжело держать баланс. За год стартап потребовал всего 50 000 рублей вложений, из которых часть денег ушла на закупку полупрофессиональных блендеров, так как прошлое устройство не выдерживало большого количества заказов. Как запустить растительный продукт, который будут покупать Для «Мамин Хумус» Юлия Ефремова выбрала ту еду, которую постоянно готовит дома для всей семьи. Основу ассортимента составляет несколько видов хумуса по авторским рецептам. Вкус нута дополняют пряные травы, тхина и восточные приправы. Также популярностью пользуется термостатная сметана из кешью. Постоянные клиенты бренда делают заказ каждую неделю. И у основательницы есть пара секретов, как она добилась такой лояльности покупателей. В первую очередь дело в индивидуальном подходе. Продукты изготавливаются на заказ, покупатели могут повлиять на состав: попросить положить поменьше соли, убрать какие-либо ингредиенты. Еще одно преимущество — уникальность. Сметану и творог из кешью не производят конкуренты. В создании хумуса используются только авторские подборки ингредиентов. А аджика готовится по семейному рецепту, который передается через поколения. Особое внимание Юлия уделяет закупкам. Все продукты должны быть свежими и качественными. Нут используется только органический, а специи основательница бренда выбирает от турецких, греческих, сирийских и индийских производителей. Благодаря тщательному отбору продукты подходят не только для взрослых, но и для детей. Основательница марки открыла стартап только тогда, когда спрос уже частично сформировался и многие знакомые ждали появления растительных продуктов в продаже. Так заработало сарафанное радио, что привело основной поток клиентов. По данным международных исследовательских компаний, благодаря рекомендациям у людей возникает наибольшее желание приобрести товар. Они вызывают доверие более чем у 75% опрошенных интернет-пользователей в России. Еще один источник клиентов — аккаунт в Instagram. Стильно оформленная лента, отработка возражений в публикациях, использование ключевых слов — все это помогает успешно реализовывать продукцию в социальных сетях. Постоянная работа над ошибками Многие проблемы в начинающем бизнесе возникают уже в процессе работы. Так было и с брендом «Мамин Хумус». Изначально база клиентов велась в обычных бумажных заметках. Но с расширением ассортимента их стало недостаточно. Возникали путаницы, некоторые важные нюансы в заказах терялись. После этого для ведения клиентской базы были использованы таблицы Excel и Google. Но с ними также появлялось много сложностей и неудобств. Плохо копировались адреса, важную информацию было сложно найти и быстро посмотреть. Решением стало мобильное приложение с простым интерфейсом, которое помогло грамотно вести учет всех заказов. Одним из существенных недостатков хумуса при открытии стартапа были короткие сроки годности. Это обусловлено тем, что в производстве не используются консерванты. С одной стороны, это преимущество и говорит о качестве продуктов. Но с другой, может стать причиной потери части покупателей. Первые партии хумуса и кешью-сметаны хранились всего 3 дня. Основательница стартапа пообщалась со специалистами по детскому питанию и провела ряд тестирований. После сроки обновились — хумус и сметану покупатели смогли хранить неделю в закрытом виде в холодильнике. А для открытой баночки сроки остались теми же. Еще одно решение, которое помогло увеличить количество заказов, — рекомендации по замораживанию продукции. На своей странице в Instagram Юлия опубликовала подробную инструкцию, как продлить жизнь хумуса. Забота о природе как целая философия На лояльность покупателей к бренду «Мамин Хумус» влияет также забота об экологии. По исследованиям компании Nielsen, 41% потребителей готов платить большую цену за органические продукты, а для 38% опрошенных важно, чтобы товары не наносили вред окружающей среде. Юлия Ефремова постоянно ищет самые экологичные решения для своего бизнеса. Для упаковки используются бумажные пакеты без ламинирования. Девушка отказалась от пластиковой тары. В самом начале продаж использовались стеклянные банки с бугельным замком из переработанного сырья, закупленные в IKEA. При повторном заказе покупатели могли вернуть тару и получить 15% скидки на следующий заказ. Кроме того, сами банки выглядят достаточно эстетично, что стимулирует покупателей использовать их в быту повторно: этот факт Юлия также учитывала при выборе упаковки. Когда IKEA перестала поставлять для отдельной продажи уплотнители для банок, которые требуют периодической замены, пришлось искать альтернативу. Притом ту, которая не повлечет сильного подорожания ассортимента. Решением стал отказ от бугельных банок в пользу более простых. А вместо скидки люди получили возможность поучаствовать в благотворительности — с каждой возращенной банки 20 рублей Юлия жертвует в детский фонд «Солнечный город». Эксперты называют растительное питание растущим трендом. По прогнозам, к 2050 году отказ от животных продуктов в пользу растительных станет новой пищевой парадигмой. Поэтому такие стартапы, как «Мамин Хумус», начнут пользоваться еще большей популярностью у покупателей в ближайшем будущем. Автор: Кристина Фирсова Читайте также: Онколог назвал продукты, провоцирующие рак (if24.ru) Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»