Войти в почту

Чем обусловлен бум выручки кофеен навынос?

Наибольший рост выручки малых предприятий в России с начала года пришелся на кофейни с напитками навынос, сообщил ТАСС со ссылкой на совместное с «Деловой средой» и «Эвотором» исследование. Год к году выручка кофеен увеличилась на 61%.

Чем обусловлен бум выручки кофеен навынос?
© BFM.RU

Пандемия заставила бизнес хитрить. Чтобы не попасть под ограничительные меры властей, российские предприниматели в 2021 году открывали не классические кофейни с посадкой, а точки с выдачей кофе навынос. А их закон причисляет к сфере розничной торговли, а не общепита. Разница существенная: во время локдауна кафе и закусочные закрывают и требуют для их посещения QR-коды, в то время как всевозможные ларьки об этих проблемах не знают и продолжают работать в том же режиме. Вот и кофейни стали такими «ларьками», говорит президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.

Игорь Бухаров президент Федерации рестораторов и отельеров России «Проще зарегистрироваться на сегодняшний день как предприятие розничной торговли, грубо говоря, как магазин готовой еды, и продавать навынос, и у вас тогда даже зал обслуживания не закрывается. В общем, это является нездоровой конкуренцией по отношению к предприятиям, которые работают по ОКВЭД 056 «Предприятия питания», или «Общественное питание», как это называется, у которых в этом случае залы обслуживания закрываются и остается только работа навынос. Эта работа навынос не дает возможности сегодня заработать, это всего лишь 5-8%. Люди ищут, как им обойти сегодня ограничения для того, чтобы их бизнес не пострадал».

Выбор в пользу точек розничной торговли виден и по статистике зарегистрированных малых бизнесов. На эту категорию пришлась почти треть от всех открытых в 2021 году компаний. Общепит занимает лишь шестую строчку — всего 4,5%. Впрочем, и классические кофейни тоже выходят в плюс за счет продажи кофе. Однако и в этом случае формат навынос оказывается наиболее эффективным, отмечает директор по развитию сети кофеен Cofix Андрей Фомин. Выручка этой сети год к году составила 50%, притом что она зарегистрирована как заведение общественного питания:

— Мы работаем в разноформатной торговле: торговые центры и стриты. У нас помещения достаточно небольшие, к нам приходят, берут кофе и уходят. Мы реально работаем в большей степени навынос, на потоке.

— А кофе сам дорожает?

— Мы напрямую закупаем кофейные зерна, сами делаем обжарку. И на плантациях мы видим, что цены очень сильно выросли, до 30%, и тренд может продолжиться. При этом спрос на кофе растет, есть тренд на кофейный бизнес.

Средний чек в сети, где работает Андрей Фомин, вырос за год на 8%. Средний чек же всех кофеен в России — в целом на 20%. Что касается цены горячего напитка, то она, согласно Международной ассоциации производителей кофе, за год повысилась на 85%, обновив десятилетний рекорд. Тем не менее пока рост мировых цен не сильно влияет на стоимость кофе в российских кофейнях, говорят эксперты. Отложить их подорожание до 2022 года компаниям удалось за счет того, что они успели закупить зеленое зерно впрок и заключить с поставщиками долгосрочные контракты.