Как супермаркеты могут обманывать волгоградских покупателей

В преддверии долгих новогодних праздников большинство из нас делают закупки в магазинах. Волгоградцы дают советы, как не обмануться, покупая продукты.

Как супермаркеты могут обманывать волгоградских покупателей
© Волгоградская правда

Написанному – верить

Волшебное слово «скидка» действует магически – и мы бросаемся покупать то, что предлагается по так называемой акции.

На самом деле это чаще всего тот товар, у которого истекает срок годности, либо товар, содержащий некие компоненты, которые желательно скрыть от компетентных людей.

Далеко не все замечают нежелательную для продавца информацию мелким шрифтом на этикетке, и акционный товар быстро расходится.

Чтобы дома не обнаружить неприятный сюрприз, опытные покупатели берут с собой в магазин лупу.

– Да, выбирая своим детям продукты, хожу в магазин с лупой, – говорит волгоградка Арина Лопанцева. – Даже в небольшом маркете провожу по 2 часа – рассматриваю каждый штрихкод, сканирую его через мобильное устройство, внимательно читаю состав компонентов, входящих в продукты. И, что характерно, чаще всего производитель действительно честно информирует.

Например, что в сметане содержится такой-то процент крахмала, в целый ряд продуктов добавлено пальмовое масло, а так называемые рыбные палочки из якобы благородных пород рыб вообще имеют чисто искусственное происхождение.

Но без лупы эту информацию, как правило, не разглядишь.

Если продукт «второй свежести»

Неожиданно низкая цена тоже поневоле заставляет покупателя брать товар с полки. Но и тут может быть подвох. Однако Арину не обманешь:

– У каждого продукта есть свой срок годности, по истечении которого он становится непригодным к употреблению.

Я обязательно обращаю внимание на этот срок: чем он меньше, тем, значит, меньше консервантов и стабилизаторов в составе продуктов.

Если срок годности на упаковке перебит несколько раз – это свидетельство того, что продукт «второй свежести» и покупать его даже по низкой цене не стоит.

Кстати, если вы, не разглядев, купили товар с истекшим сроком годности, то, как проконсультировали в Роспотребнадзоре, имеете право вернуть его обратно.

Магазин обязан принять испорченный товар и отдать покупателю его деньги, но лучше разглядеть срок годности все‑таки в магазине с помощью лупы.

«Химия» по сходной цене

Вредные компоненты, входящие в состав продуктов, производитель, как правило, тоже не скрывает – просто обозначает их кодом, который неопытному покупателю ничего не скажет.

Е123, Е510, Е513, Е527 – самые опасные ингредиенты. Е103, Е105 и Е121 – вообще запрещенные.

Консерванты, красители, эмульгаторы, усилители аромата и вкуса – их сегодня можно обнаружить в абсолютном большинстве продуктов.

Производитель обязан указывать количество этих добавок, но истинную дозу «химии», содержащуюся в продуктах, можно узнать только с помощью лабораторных исследований. Такую возможность имеют далеко не все волгоградцы.

Что делать? Опять‑таки смотреть на ценник и условия хранения продуктов в магазинах.

– Как люди не понимают, что настоящий мясной продукт не может стоить меньше, чем 400 рублей за килограмм? – удивляется продавец волгоградского мини-маркета Марина Максимова. – Ну а если покупают за 100–200 рублей, значит, согласны этой «химией» питаться. Продавцы никому ничего не навязывают.

1+1 = надувательство

Мы, покупатели, привыкли, что ценник должен располагаться напротив продаваемого товара.

А нюансов, как оказалось, может быть много: например, скидка на майонез в 400‑граммовой упаковке.

Ценник стоит напротив продукта. Но на продукте есть пометка «премиум», а в ценнике – нет. Или майонез другой весовой категории. Вы на это обратите внимание? Скорее всего, нет. Правду узнаете только на кассе.

– Я подхожу к витрине, – рассказывает пенсионерка Валентина Петрова. – Там сосиски с хорошей скидкой. Наученная горьким опытом, спрашиваю девушку-консультанта в торговом зале: эти? Оказывается, под ценником лежит товар в 5 раз дороже обозначенного! Беру продукт под другим скидочным ценником – опять не то. Предъявляю претензии, а в ответ дежурная фраза: ценники поменять не успели.

И это не случайность, говорят специалисты. Такой «маркетинговый ход» рассчитан, как правило, на пенсионеров, и не только на них: человек машинально берет товар, а цену узнает только на кассе.

– Если вы заметили подвох, то вправе требовать поменять товар или вернуть деньги, – объясняет специалист института «Синергия» Роман Вишняков.

Самым интересным способом обмана покупателей, по мнению эксперта, является продажа товара по акции «1+1».

Она не всегда объявлена официально, покупатель не знает об этой акции и приносит на оплату один товар, но кассир молчит про акцию, а в чек вносит две единицы товара. Покупатель оплачивает полную стоимость товара, а продавец потом берет себе второй оплаченный товар.

«Впарят» – и не заметишь

Покупатели редко забирают чеки. А зря. В чеке запросто может оказаться то, чего вы не покупали.

– Я расплачивалась на кассе в небольшом супермаркете, – рассказывает волгоградка Анна Ветрова. – Разговаривала как раз по телефону, но автоматически приложила карту к аппарату и проплатила товар.

Каким‑то чудом Анна взяла чек, чего обычно не делала, и пошла домой, а там сын, разглядывая чек, удивился: зачем нам целый килограмм имбиря за 350 рублей?

– Я ахнула, потому что никакого имбиря я, естественно, не брала, – вспоминает Анна. – Но как это докажу? Тем не менее снова иду в супермаркет, требую показать запись на камерах. «Ой, это штрихкод на морковь, мы перепутали, такое бывает», – оправдывается кассир и легко делает возврат за «впаренный» мне имбирь.

 Кассиры – очень наблюдательные люди, объясняют психологи: «лишний» товар появляется в чеках у тех, кто отвлекается на телефонные разговоры, закупает большое количество товара либо находится подшофе.

– Чаще всего «лишним» товаром грешат привокзальные магазины, – комментирует психолог Арсений Покровский. – Кассир понимает, что покупатель уедет, разбираться ему некогда.

Поэтому совет специалистов в период предновогоднего ажиотажа: если не хотите быть обманутыми, ходите в магазин трезвыми, с калькулятором и не болтайте по телефону, расплачиваясь.