Россию накормят дарами моря щедрые Фарерские острова

Россельхознадзор браво рапортует об успехах отечественного рыболовства, точнее, экспорта — поставки выросли в разы. Между тем на прилавках магазинов становится всё более пусто, а цены растут. Наблюдаются перебои с самыми простыми сортами рыбы — всё вывезли!

Россию накормят дарами моря щедрые Фарерские острова
© Свободная пресса

«Согласно данным информационной системы ведомства ФГИС «Аргус», по сравнению с 2020 годом увеличился экспорт в государства, являющиеся одними из основных импортеров российской рыбной продукции, — в Республику Корея и Японию. Так, поставки в Японию выросли на 93% — с 41,7 тысячи тонн до 80,6 тысячи тонн. Отправки в Республику Корея увеличились на 49% — с 627 тысяч тонн до 935,2 тысячи тонн», — говорится в сообщении ведомства.

Плюс другие цифры: поставки в Норвегию увеличились в 2,5 раза, в Германию — в 2,7 раза, в Польшу — в 2,2 раза, во Францию — в 2 раза, в Португалию — тоже в 2 раза, в Великобританию — на 42%, в Нигерию — в 1,8 раза. По так называемым «странам СНГ» тоже всё отлично, импорт вырос на 20-90%.

А вот о собственных провалах Россельхознадзор почему-то умолчал, например, о прекращении поставок российской рыбы в Китай. В целом экспорт по данному направлению снизился примерно на 75%, так как власти КНР ввели новые требования по маркировке мороженых продуктов питания.

Но это — только де-юре. А де факто китайцам просто надоели наши «бизьнесмены», которые пользуются их инфраструктурой. Прибыль от этого невелика, а возни много.

«России необходимо продолжить переговорный процесс с китайской стороной и одновременно начать модернизацию береговой перерабатывающей отрасли — превратить ее в полноценную индустрию. Именно поэтому ВАРПЭ предлагает направить 10% новых инвестиционных квот на вылов минтая и сельди на Дальнем Востоке на строительство береговых рыбоперерабатывающих комплексов с холодильниками и причалами, другие 10% — на обновление флота. Такой подход позволит значительно увеличить доходность экспорта без ущерба внутреннему рынку и снизит нашу зависимость от иностранной инфраструктуры», — считает президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.

Как видим, присутствуют слова об ущербе внутреннему рынку. Да, с рыбой на прилавках российских магазинов и рынков становится как-то печально.

«Свежая неразделанная треска у нас около 6 евро за килограмм, филе без кожи — примерно 10-11 евро за килограмм. Можно ещё найти заморозку, она дешевле, но её как-то не особо берут, потому и есть она не везде. Если честно — давно не видел, но, наверное, просто не смотрел. Смысла нет — из Норвегии постоянно привозят свежайшую рыбу, только из моря, с замороженным продуктом она и рядом не стояла, совсем другой вкус», — объясняет житель Дюссельдорфа, «русский немец» Михаил Вебер.

В переводе на наши дензнаки: только вчера выловленная в море треска — по 500 рублей за килограмм, не менее свежее филе — по 950 рублей.

А что у нас? А у нас всё сурово. Треска потрошеная «Каждый день» без головы (льда не менее 40%) — 300 рублей за килограмм. В пересчёте на рыбу получается не менее 500 рублей за кило. Она же, но на рынке, без «ледяной глазури» — как раз по 500 рублей и выше.

Треска филе без кожи «Каждый день» — 452 рубля за 0,6 кг., то есть 754 рублей за кило. Доля «ледяной глазури», то есть воды, такая же, в итоге — более 1000 рублей за килограмм. Собственно, на рынке именно так. В магазинах рыбу давно никто уже не покупает, банально невыгодно, сплошной обман.

Но всё это — именно заморозка. Между тем в Германии за эти же деньги на столе образуется настоящая свежая рыба. Но таковой в РФ просто нет. Всё, что продаётся как «охлаждённая рыба», просто размороженная продукция. По вкусу — как вата, так как её многократно замораживают-размороживают.

Нет, найти можно, были бы деньги. В типа «элитных» торговых точках есть и свежая норвежская треска, и филе тоже. Но ценники…

Если считать на наши деньги, то средняя зарплата «на руки» (после удержания налогов) в Германии составляет 230 тысяч рублей. Вот и считайте доступность рыбы сами — для нас, и для них.

А как же наш Мурманск, если уж речь зашла о треске? Да никак — местный рыбокомбинат лежит в руинах, там можно снимать фильмы ужасов. Между прочим, когда-то был крупнейшим в мире! Но именно что был.

«Те немногочисленные траулеры, что ещё остались под российским флагом, везут рыбу в Киркенес, тут до него недалеко. Там есть соответствующая инфраструктура, все по-русский говорят, целые улицы заведений с вывесками на нашем языке. Бывал неоднократно. В отличие от РФ, никакой бюрократии при приёме улова, всё просто и «прозрачно». А что у нас творится, даже говорить не хочется», — сетует сотрудник Мурманской администрации.

Творится там полный беспредел. При приёме улова чиновники норовят придраться к чему угодно и оштрафовать, в их документах куда не плюнь — сплошные нарушения. Цены на холодильники в порту просто запредельные, а альтернатив нет и не будет. Прямо «мафиозные порядки».

«Во времена СССР оборот ММРП составлял примерно 1,5−2 млн. тонн морепродуктов в год, а сейчас — всего 215 тысяч в год. Высокая цена на рыбу в российских магазинах объясняется тем, что 90% трески и пикши рыбаки продают за границей», — ещё в конце 2020 года говорил представитель Мурманского морского рыбного порта Алексей Бакуменко.

Нынче уже не 215 тысяч в год — значительно меньше. Собственно, цифры Россельхознадзора о росте поставок в Норвегию в 2,5 раза говорят сами за себя. Потом наша же рыба вернётся обратно, но уже с наценкой. Такая вот «скрепная» экономика.

Что творится на Дальнем Востоке более-менее известно. Там вообще, по сути, отдельное рыбное государство. Суверенное. Где правят «авторитеты», чиновники тоже в доле.

В местных магазинах кета, горбуша и прочая «красная рыба» стоит 90-100 рублей за килограмм, никто не берёт. Дорого. Товаром забиты все склады, но масштабных поставок в центральные регионы РФ нет. Иначе там цены упадут.

Эта же «красная рыба» на прилавках столичных магазинов и рынков — 400-600 рублей за килограмм. Это если считать нормальный чистый вес, без обманной «глазури».

По данным портала fishretail, соотношение экспорт и импорта морепродуктов в РФ по весу составляет 75% к 25%. Вроде как мы молодцы. По деньгам тоже — $4,4 млрд. против $1,7 млрд. Однако при детальном анализе этой статистики становится совсем грустно, как обычно. Россия торгует сырьём, а закупает готовую продукцию.

90% экспорта — мороженая рыба, остальное это морепродукты (крабы, моллюски и прочее), тоже в «сыром» виде. Немного рыбного филе, совсем чуточку. Главный покупатель — Южная Корея.

Поставщик №1 — Фарерские острова, великое государство. Не все россияне и знают о таком. Тем не менее, 50% по массе и 60% по деньгам. Откуда там рыба для россиян в таком количестве, думаю, все уже догадались. Между прочим, острова не входят в число стран-импортёров морепродуктов из РФ. Это тот самый «незадекларированный импорт», когда наши ресурсы тихо уходят за рубеж.

С Фарерских островов в Россию везут мороженую рыбу и филе. Из Китая, Вьетнама, Таиланда, Турции и иных стран — готовую продукцию. Всяческие консервы, рыбную «соломку» к пиву, полуфабрикаты и прочие деликатесы. Изловленные из российской же рыбы!

Белорусы тоже не теряются, с производством в стране полный порядок — Батька бдит, молодец! — и к нам вовсю тащат консервы, пресервы, иные товары с высокой добавленной стоимостью. Моря у них нет, зато есть руки и голова, 70% белорусского рыбного импорта это именно готовая к употреблению продукция. Тогда как они у нас покупают в основном сырьё. Всё как всегда.

В СССР на каждого жителя страны Советов приходилось 20,4 килограмма рыбы в год (данные на 1990-й), что близко к рекомендованной цифре. Нормы Минздрава РФ от 2010 года — 18–22 кг рыбы и морепродуктов. Ничего особо не изменилось.

А вот сколько рыбы мы едим сейчас — это секрет. Летом 2021-го года Росрыболовство (со ссылкой на Росстат) заявило, что аж 22,2 кг по данным на 2020 год. Вот только чуть ранее руководитель Информационного агентства по рыболовству (бывший работник Росрыболовства!) Александр Савельев заявил, что реальное потребление рыбы в РФ по данным на 2019-й составило не более 12,9 кг в товарном весе на человека.

«Ловим все больше, но рыба — товар глобального рынка, соответственно, дорожает во всем мире. А с учетом динамичного ослабления рубля и падения уровня доходов населения, при отсутствии мер протекционизма, российские рыба и морепродукты становятся все менее доступными для массового российского потребителя. Покупатель переключается на более дешевые виды белка», — считает председатель Рыбного союза Александр Панин.

Согласно оценкам ритейлеров, потребление рыбы в РФ на данный момент не превышает 10 кг на человека в год. На сколько не превышает — тонкий вопрос. Есть регионы, где рыбу практически не покупают, не на что. В основном статистику делают большие города, где этот товар людям более-менее по карману.

Тут стоит вспомнить, что в 2012-м наш «гарант» дал поручение, чтобы в 2020-м поднять показатель среднедушевого потребления рыбы до 28 кг. На дворе 2022-й, у нас цифра в три раза ниже. О подобных обещаниях власти легко забывают — не было такого.