Чавкая вам в лицо. Как россияне зарабатывают сотни тысяч рублей, просто объедаясь на камеру
Ведёрко мороженого, банка ореховой пасты, несколько шоколадных батончиков и пачка печенья — осталось только съесть всё это за несколько минут и выложить видео на Youtube. Примерно так выглядит стандартный мукбанг. «Секрет фирмы» разбирается, кто снимает подобные видео в России и сколько на этом можно заработать. Приятного аппетита Алёна ничего не ела почти два дня. Из-за продолжительного лечения у девушки нет аппетита, а ещё ей постоянно хочется спать. Поэтому в выборе между обедом и сном — побеждает последнее. Но есть всё-таки нужно. Тогда Алёна вызывает доставку, а пока курьер едет, она включает какой-нибудь мукбанг. Это помогает девушке вызвать аппетит и съесть что-нибудь без принуждения. Мукбанги (мокпаны) — видео, на которых люди едят. Громко чавкают, причмокивают и потребляют тысячи килокалорий за раз. В классическом мукбанге в кадре всего один человек (который и съедает все блюда) — его называют биджеем. Биджей — чаще всего худощавый парень или стройная девушка, которые за один раз съедают гору еды. Размер порции может достигать нескольких килограммов — тарелка лапши, жареные сосиски, куриные крылья, картошка фри, яйца и бутылка пива. В классических мукбангах есть свои правила: ведущие не разговаривают во время еды, а только громко чавкают и жуют (ASMR); еды должно быть очень много; в идеале биджей должен оставаться стройным, несмотря на количество съеденного. Эти правила сформировались в Южной Корее, где в 2010-х появились первые подобные ролики. Исследователи корейской культуры считают, что возникновение мукбанга связано с особым отношением корейцев к теме еды. ASMR — феномен восприятия, при котором зритель или слушатель испытывает приятные ощущения покалывания в коже головы или других частях тела в ответ на определённые зрительные, слуховые стимулы. В видео ASMR блогеры чаще всего говорят шёпотом или не говорят вообще. Едят и зарабатывают За десять с небольшим лет в сети возникли различные направления мукбанга — кто-то делает приготовление еды частью видео, другие болтают во время записи, а третьи снимают, как едят животные. Видео, где черепаха ест арбуз набрало почти 30 млн просмотров. Собаки, кошки и улитки не менее популярны у зрителей. Например, ролик с питбулем и разными видами мяса собрал больше 3 млн просмотров. Но лучшими в съёмках мукбангов всё же остаются люди. Корейские и американские блогеры зарабатывают на этом миллионы долларов. Так, состояние популярного биджея Nikocado Avocado на 2021 год оценивалось в $2,3 млн. В действительности сумма может быть в разы выше. Во время пандемии заработок зарубежных мукбангеров вырос . Просмотры на их видео увеличились в несколько раз — специалист по пищевому поведению Аманда Гринлис связывает это с одиночеством людей в локдаун. Когда все рестораны закрылись и люди остались заперты в своих квартирах, им особенно хотелось разделить с кем-то ужин. В России похожая ситуация: за 2020 год количество поисковых запросов в «Яндексе» про мукбанг выросло почти в два раза , а за 2021 — уже в три с половиной. Правда, пока зарубежные блогеры вовсю снимали свои обеды и ужины — здесь про мукбанг никто не знал. Первые поисковые запросы из России начали появляться в 2016 году. Тогда русскоязычные блогеры начали копировать формат — снимать на видео свой обед с борщом и картошкой. И понеслась. Блогеры в Рунете снимали мукбанги целыми семьями — ели пельмени, заказывали роллы, пили пиво с пиццей и главное — разговаривали. «Сначала мы снимали ASMR-мукбанги, но нашему зрителю такой контент не зашёл. Подписчикам нравилось, когда мы едим и разговариваем», — делится Ольга Ким (658 000 подписчиков на основном канале в YouTube). Она снимает мукбанги вместе с мужем и детьми. YouTube — зачастую основная площадка для биджеев по всему миру и в частности на родине движения, в Южной Корее. Ольга начала вести кулинарный блог в 2018-м. Через год она решила попробовать снимать не только процесс приготовления, но и употребления пищи. Сейчас на её отдельном канале для мукбангов более 20 000 подписчиков и миллионы просмотров. Просмотры видео напрямую связаны с заработком. Один из мукбангеров на условиях анонимности рассказал «Секрету» свой доход с монетизации YouTube. На канале героя 4000 подписчиков, а самое популярное видео набрало 19 000 просмотров. Несмотря на небольшую активность, канал приносит около 8000 рублей в месяц только с официальной монетизации. «После того как канал переходит отметку в 1000 подписчиков, а общее количество часов просмотра контента достигает 4000 часов — можно включить официальную монетизацию от YouTube, и реклама в вашем канале появится автоматически. Другое дело, что 50–100 рублей с каждой 1000 просмотров может и не устроить создателя такого канала», — делится Павел Аминев, руководитель сервиса аналитики инстаграм-аккаунтов ADinBlog.ru. Снова едят и зарабатывают Российский мукбанг резко отличается от международного. Если в мире лучше всего заходят ASMR-мукбанги, то в России любят разговорные видео. Если в мире больше всего просмотров набирают морепродукты и фастфуд, то в России любят домашнюю еду и роллы. Если в мире биджей — это стройный и молодой ведущий, то в России — полные женщины и мужчины в возрасте. Но есть и те, кто ориентируется на международный рынок и снимает мукбанги не только для русскоговорящих зрителей. «Аудитория из России — это 25% от моих подписчиков. Я делаю акцент на визуал и хорошее качество звука, а не на болтовню», — говорит блогер Сергей. Он работает цирковым артистом, но последние полтора года снимает мукбанги. В своих видео Сергей сначала готовит еду, а потом ест её. На протяжении всего времени блогер не произносит ни слова. Все звуки — это нарезка лука, кипящее масло, проглатывание еды. Сейчас на Сергея подписано больше 100 000 на Youtube и почти 1 млн на китайской видеоплощадке Bilibili. Блог для Сергея, по его же словам, — возможность осуществить мечту. Он хочет купить дом в Тайланде — на Пхукете. Сейчас блогер зарабатывает на монетизации YouTube и рекламе, а также планирует запустить продажу мерча — именных ножей. Одна рекламная интеграция в мукбанг блогера на Bilibili стоит около $10 000. Сергей рассказывает, что за рекламой к нему приходят производители техники, напитков, полуфабрикатов и водки. Но последнее рекламировать он отказывается. Не только из-за моральных принципов, но и из-за законодательства страны. «Мне предлагали около миллиона рублей за то, чтобы я просто поставил рюмку с водкой на свой стол. Даже не нужно было пить. Но правила в Китае быстро меняются. Если сегодня рекламировать алкоголь разрешено, то завтра мой канал могут заблокировать из-за этой самой рюмки. Терять всё ради быстрого заработка я не хочу», — делится блогер. Другие российские блогеры на рекламе зарабатывают меньше. В разговоре с «Секретом» они назвали свой прайс на интеграцию в мукбанги на YouTube. Обычно эта сумма не превышает $500. Интересно, что к русскоязычным блогерам помимо доставок еды и продуктов часто приходят производители трикотажа. Сами мукбангеры объясняют это тем, что большая часть их аудитории — это женщины. «Ко мне приходит много предложений от доставок роллов», — делится мукбангер Фатима. Она решила вести блог на YouTube в 2018 году, когда первый мукбанг набрал больше миллиона просмотров. По словам девушки, зрители постоянно просят видео с «сушами». И статистика просмотров показывает интерес зрителей к японской кухне — одно из самых популярных видео на канале Ольги Ким то, где она вместе с детьми ест роллы. Опрошенные «Секретом» блогеры заметили, что мукбанги с роллами часто набирают большее количество просмотров среди русскоязычной аудитории, чем другие ролики. «Кроме роллов, люди любят видео с различной морской едой — осьминогами, лобстерами и крабами. Корейским блогерам здесь проще. Они могут купить у себя гигантского живого осьминога и записать яркий мукбанг. У нас они стоят очень дорого и размер не такой внушительный. Для зрителя очень важен размер» — говорит Фатима. Для мукбанга действительно важен объём порций. Несколько коробок пончиков, килограммовые хинкали или десять бургеров — такие видео набирают больше всего просмотров. Например, стол для одного из видео Ольги Ким состоит из 2,5 кг плова, нескольких салатов, закусок и напитков. Ольга признаётся, что запись роликов даётся ей тяжело — приходится постоянно придумывать новые рецепты, сервировать стол, а перед съёмкой не есть долгое время. Российские биджеи зачастую не съедают весь объём еды, хотя по стандартам корейских мукбангов это обязательно. В Китае даже есть правило «чистой тарелки» — блогеры обязаны съедать в видео всё, что сервировали. «Популярных каналов про мукбанг в Китае довольно мало. Здесь нельзя не доедать еду — это осуждается. Если я приготовлю много блюд и не съем их, то мой канал могут даже заблокировать», — делится Сергей. Биджей не уточнил, кто и как может отправить канал в бан. Не исключено, что речь идёт про массовые жалобы зрителей на видео. Хочу есть, как ты Сергей связывает свою популярность в Китае с тем, что местным «нравится его лицо». По словам мужчины, он часто получает письма и комментарии от подписчиков со словами благодарности. Его видео смотрят люди с плохим аппетитом, мамы показывают детям-малоежкам, а другие просто засыпают под звуки чавканья. Некоторые исследователи мубканга выделяют и сексуальный подтекст в просмотре подобных роликов. Австралийский учёный Гелен Доннар изучил аудиторию стройных и симпатичных женщин-биджеев. Выяснилось, что в большинстве их видео смотрят полные мужчины. По словам Доннара, зрителям нравится наблюдать за красивыми девушками в приватном и уязвимом состоянии (во время приёма пищи). Также ещё одной причиной просмотра мукбангов исследователи называют желание убежать от реальности. Например, пациенты госпиталей не могли позволить себе широкий выбор еды и наслаждались блюдами на видео. Всё это, по оценкам специалистов, может привести к печальным последствиям. Например, мукбанги заставляют людей переедать. Еда в мукбангах обычно жирная и очень калорийная — всё это влияет на пищевые привычки зрителей. Когда человек в кадре наслаждается такой едой — аудитория также хочет испытать подобные эмоции с теми же блюдами. Некоторые из исследователей вовсе предсказывают населению Южной Кореи (как источника этого явления) ожирение, пищевые расстройства и социальную изоляцию — и всё это из-за мукбанга. Нужно больше мукбангов Если для зрителей мукбанги — это решение проблемы: плохого аппетита, бессонницы или одиночества, для блогеров — это возможность набрать аудиторию и заработать. Многие из российских биджеев до роликов с едой снимали обычные блоги про свою жизнь, но после первого мукбанга их аудитория начала стремительно расти. «После видео, где я ем бигмак, на меня начали подписываться по 900 человек в день», — говорит один из биджеев. Но качеством этой аудитории блогеры недовольны. В разговоре с «Секретом» они делятся мнением, что аудитория стран СНГ «самая хейтерская». Сергею комментаторы советуют «идти работать на завод», Ольге — «отдавать лучший кусок мужу», а Фатиме — не быть «чавкающей коровой». Несмотря на негатив, блогеры постоянно вкладываются в качество своей картинки и звука. Так, Сергей создал для съёмки мукбангов студию. На оборудование и ремонт он потратил около 5 000 000 рублей. Другие блогеры также планируют развиваться в мукбангах. В планах Ольги Ким купить новый микрофон и новую камеру. К мукбангам начинают относится всё серьёзнее и в обществе. Так, Vogue записали мукбанг с актрисой Флоренс Пью, владелец «Тануки» запустил одноименное шоу на YouTube, а певица Ян Гэ приглашает известных блогеров и актёров, чтобы вместе поесть. Кажется, за 10 лет мукбанг из странных корейских роликов вырос до международного увлечения. И закрепился в России. Коллаж: «Секрет фирмы», depositphotos.com