Российские производители газировки, соков и кофе предупредили о повышении цен уже в феврале, пишет газета «Известия» со ссылкой на торговую сеть «Верный». Некоторые объявили о подорожании более чем на 20%. Вот что Business FM рассказала руководитель пиар-службы и рекламных проектов торговой сети «Верный» Олеся Лаптева:
Олеся Лаптева руководитель пиар-службы и рекламных проектов торговой сети «Верный» «Торговая сеть «Верный» получила письма от нескольких поставщиков напитков с уведомлениями о повышении закупочной цены на товар с февраля. В списке поставщиков, приславших уведомления, — Coca-Cola, PepsiCo, «Балтика», «Сады Придонья», «Шишкин лес» и другие. Размер повышения на разные категории напитков заявлен до 25%. Coca-Cola сообщает о том, что вынуждена пересмотреть отпускные цены на товар с 1 февраля из-за подорожания сырья, топлива и роста цен на упаковочные материалы. Поставщик заявляет среднее повышение цен на портфель напитков на 6,8%, на растительное молоко до 4,5%, на кофе 8,5%. В списке товаров более 60 позиций. Jacobs уведомляет о повышении закупочных цен с 1 февраля, ссылаясь на рост цен на кофейные зерна, связанный с дефицитом кофе. Рост составляет от 10% до 25%. В списке несколько десятков товаров, среди них Carte Noire, Jacobs Monarch и другие. Компания «Шишкин лес» сообщает о повышении цен на свой товар с 14 февраля на 20%. Увеличение цен на воду поставщик объясняет введением обязательной маркировки питьевой воды, повышением затрат на логистику и расходные материалы. Торговая сеть «Верный» сообщает, что на сегодняшний день повышение цен не принято, идет обсуждение».
Кофе в рознице сильно подорожал еще в 2021 году. Так, аналитики исследовательской компании NTech проследили, как изменилась его стоимость в одной из крупных российских сетей супермаркетов. Так, средняя цена растворимого кофе в 2021 году выросла почти на 30%, молотого — на 25%, а в зернах — на 18,5%. Причины нынешнего подорожания все те же, говорит директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия:
Рамаз Чантурия директор ассоциации «Росчайкофе» «Последний год весь мир наблюдал за колоссальным ростом стоимости кофейного зерна, это связано прежде всего с климатическими факторами, которые привели к тому, что урожай кофе в Бразилии значительно снизился и прогнозы на будущий урожай очень негативны. Стоимость кофе увеличилась в разы, стоимость доставки грузов выросла в несколько раз, и это отражается на себестоимости производства. Производители вынуждены пересчитывать отпускную цену от себя и информировать об этом магазины. Плюс ко всему еще курсовые изменения. Влияет и инфляция, очевидно, что продукция будет дорожать, но по-разному. Принцип следующий: в эконом-сегменте продукция будет дорожать не так заметно, компании будут стараться максимально сдерживать рост цен, потому что у потребителей этого сегмента ограничены доходы, а премиальная продукция будет дорожать заметно. Понятно, что факторов, которые влияют на подорожание кофе, существенно больше, чем чая».
Не только производители напитков, но и вся пищевая продукция находится в ценовых ножницах, и это последствия двух лет пандемии, говорит президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков:
Максим Новиков президент Союза производителей соков, воды и напитков «За этот период значительно выросла стоимость упаковки, перевозки, если морским транспортом, рост в десять раз. В частности, кризисная ситуация по поставкам отдельных ингредиентов, например лимонной кислоты, об этом мы в конце 2021 года подробно рассказывали, и, к сожалению, до сих пор остается критической. Следующий нюанс в отношении сокового сырья. Высокую долю в себестоимости составляют концентрированные соки, которые поставляются преимущественно из-за рубежа, таким образом, за два года пандемии все ресурсы практически исчерпаны. На сегодняшний день разрыв между входящей себестоимостью и отпускной стоимостью достиг таких значений, когда дальнейшее сохранение стоимости может привести к банкротству предприятия либо необходимости существенного сокращения объемов производства или штата. В начале прошлого года у индустрии было больше возможностей привлекать кредитные средства для покрытия определенных кассовых разрывов, потому что ставка была 4,25%, можно было в пределах нормы прибыли брать кредитные средства. Сейчас базовая ставка 8,5%, под которую банки берут деньги ЦБ, соответственно, нам эти деньги выдаются уже по двузначной ставке. Мы не можем себе позволять брать такие займы, потому что у нас доходность не превышает 8% в среднем по отрасли».
В Минсельхозе заявили, что не исключают роста цен на безалкогольные напитки в России на фоне повышения затрат на их производство. В ведомстве отметили, что возможны отдельные случаи пересмотра цен в рамках взаимоотношений поставщиков и торговых сетей, отметив, что высокие темпы роста цен на продовольственные товары — это мировой тренд на протяжении двух последних лет. При этом в министерстве считают, что в России благодаря принятым правительством стабилизирующим мерам эта тенденция носит значительно менее выраженный характер.