Грибной прорыв
Те, кто начинают, выигрывают
Шесть лет назад в России появились крупные проекты по выращиванию грибов. До этого производство шампиньонов и вешенок существовало и развивалось в небольших хозяйствах. На полках торговых сетей были представлены в большинстве своем грибы иностранного производства. Одним из первых крупных проектов в этом сегменте растениеводства стала «Грибная радуга» в Курске. Строительство и запуск производственного комплекса проходил в условиях почти полной зависимости от иностранных технологий и оборудования, нехватки профессиональных кадров. Из собственного, «отечественного» был, пожалуй, только опыт.
Олег Логвинов, имевший опыт выращивания шампиньонов в Донецке, разработал бизнес-план, подготовил проект площадки и начал искать инвесторов для реализации проекта в Курской области. Идеей заинтересовался предприниматель Александр Удодов, который стал соучредителем компании, а затем «Альфа-Банк» выдал кредит на строительство площадки. Примерно год ушел на пуск первой очереди на 350 тонн. Затем была вторая, третья и четвертая. Производство грибов росло в геометрической прогрессии. Отечественные грибы стали популярным продуктом, их потребление в России увеличилось за пять лет в четыре раза.
Источник: statimex.ru
«Грибная радуга» и другие отечественные производители активно сокращали импорт грибов и теснили белорусских, китайских, армянских, турецких и других конкурентов на полках в торговых сетях.
Вероятно, этот был тот случай, когда правильный старт и точный расчет позволили грибоводам «поймать волну». Растущий рынок стал привлекательным для инвесторов. Еще один крупный проект - «Грибы Белогорья» - запустили под Белгородом в 2019 году. Сразу на двух площадках работает «Воронежский шампиньон» — в Краснодарском крае и Воронежской области, обеспечивая поставку на российский рынок 24 тысяч тонн готовой продукции.
Запускать новые производства стало легче, оборудование для производства грибов стали производить в России. Первопроходцы, выращивающие грибы, не только отработали технологию, но и вырастили профессиональных сотрудников.
Все свое
Лидеры российского грибного рынка, оценивая сделанное, полагают, что в нынешней ситуации в этом сегменте лучше всего строить бизнес по принципу вертикально интегрированного производства. В идеале самому производить субстрат, мицелий и собственно грибы. Так, курские грибоводы субстрат для себя производят самостоятельно, поскольку сырье для него (отходы животноводческого или птицеводческого комплекса и мел) в регионе есть в достаточном количестве. И у отработанного компоста грибной фабрики есть потребители: «бывший в употреблении» грибной субстрат является хорошим удобрением для растениеводства.
В сентябре прошлого года на Днях Российского Грибоводства было отмечено, что отечественные производители за последние три года вышли на третье место в Европе по объему производства культивируемых грибов. В России построены и действуют самые крупные и самые современные шампиньонные комплексы. Уровень нынешнего российского потребления (870 грамм на человека в год) дает возможности для дальнейшего развития внутреннего рынка. А себестоимость производства российских грибов позволяет не только расширять ассортимент, но и увеличивать объем экспорта. Поставки российских шампиньонов за пределы страны за прошедшие годы заметно выросли.
Источник: statimex.ru Российские шампиньоны с удовольствием закупают в Республике Беларусь, Украине, Казахстане и еще десятке других странах. Пять основных потребителей российских грибов нарастили свои закупки за последние четыре года.
Источник: statimex.ru
Кроме того, вместе с грибоводами выросла и сформировалась целая индустрия - производство компоста, мицелия, покровной почвы, упаковки, стеллажей и тележек для сбора шампиньонов, оборудования для выращивания вешенок и других экзотических грибов.
Пределы роста
Как будет развиваться подотрасль грибоводства дальше? Наблюдая за процессами в других сегментах растениеводства, производители грибов беспокоятся о балансе предложения продукции и цены на нее. Сейчас в России две крупнейшие компании обеспечивают более 40% от общего объема шампиньонов, а 10 ведущих компаний - 89%. При этом ожидается запуск новых производств. Увеличение предложения шампиньона, естественно, приведет к снижению цен. Рост производства шампиньонов в 2019 и 2020 годов на 30% уже снижали цены в среднем на 10%. Олег Логвинов, соучредитель компании «Грибная радуга», считает, что рынок еще не до конца насыщен. По его прогнозу, возможен рост до 220–240 тысяч тонн в год. Но, вероятно, новые крупные игроки в грибной бизнес входить уже не будут.
Другие участники рынка полагают, что и после насыщения рынка у грибоводов останется много возможностей для развития. Например, расширение ассортимента. На сегодняшнем рынке шампиньоны составляют 85–90% рынка, вешенка - 7–10% от общего объема, экзотические виды грибов (шиитаке и другие) 1–2%. Другим направлением может стать переработка. И, наконец, экспорт российских грибов в ближнее и дальнее зарубежье. В любом случае, после рекордного прорыва отечественных грибоводов ждет стабилизация рынка и поиск новых путей для его развития.
Руслана Газимова
При подготовке статьи использована информация Минсельхоза РФ, Росстат РФ, statimex.ru, dnirosgribovodstva.ru
Фото: pixabay.com