Войти в почту

«Это издевательство!»: Грузия не хочет поставлять в РФ «Чхавери» и «Киндзмараули»

Тбилисская журналистка Нино Бакрадзе обвинила нашу страну в экономических издевательствах над грузинским вином. По её словам: «Среди пяти ведущих стран, потребляющих грузинские вина, на Россию приходится более чем вдвое больший объём, чем на следующие четыре (Украина, Польша, Китай и Беларусь) вместе взятые…Подобная ситуация не может радовать власти».

«Это издевательство!»: Грузия не хочет поставлять в РФ «Чхавери» и «Киндзмараули»
© Свободная пресса

Генацвале из Национального агентства вина, как пишет Бакрадзе, «активно проводят в жизнь утверждённый в сентябре план по оказанию помощи производителям и дистрибьюторам в расширении существующих рынков на Западе и в Азии, а также в поиске новых».

Напрашивается вопрос, если «Чхавери» и «Киндзмараули» такие хорошие, почему верные друзья Грузии - американцы не скупают на корню все бутылки Сакартвело? Например, местная компания Winiveria считается иконой успеха по продаже грузинского вина в таких странах, как Бельгия, Канада, Франция, Германия, Италия, Латвия, Нидерланды, Норвегия и США. Почему бы и другим винодельням не повторить её достижения.

Правда, как подметило агентство BBC, янки и европейцы не выстраиваются в очередь за алкогольной продукцией из маленькой, но гордой страны. «Откровенно говоря, вкусовой профиль для многих людей непривлекателен», — поясняет Лиза Граник, нью-йоркский эксперт по грузинскому вину, имеющая высшую квалификацию Master of Wine.

Дескать, «сорта тамошнего винограда настолько уникальны», что янки, мсье и прочие немцы наотрез отказываются взять ещё одну бутылочку. Впрочем, г-жа Граник делает оговорку по Фрейду и поясняет: «Гигиена и последовательность (технология) должны быть усилены».

Честно говоря, как человеку, непьющему вина, трудно судить о справедливости оценок эксперта, которого цитирует BBC. Но с учётом того, что вся грузинская отрасль по мощности производства сравнима с обычной австралийской винодельней, слабо верится в козни конкурентов. Тем более, что Сакартвело на Западе считается «молодой демократией», воюющей с наследницей царской империи и Советского Союза - с «путинской Россией».

Как говорится, грех настоящему либералу из золотого миллиарда не попробовать на вкус «Гурджаани» или «Усахелаури». Тем более, если зайти на форумы русских фанатов грузинского вина, каких только хвалебных отзывов там не прочтёшь, хоть и с оговорками.

«В Тбилиси нас угощала хозяйка сухим домашним белым вином. Как она сказала, вино называлось "Кахури". Это было офигенное вино. Мы как-то не очень относимся к сухим винам. По мне либо оно кислое, либо с горчинкой. А тут было просто бодрящее, освежающее вино без намёка на кислоту и горечь. В "Корпорации Киндзмараули" мы купили "Кахури", но оно явно было не такое качественное», - пишет юзер с ником saratovalex.

«Не могу никак забыть вкус саперави из Рачи... Обедали в кафе у горной речки, хозяин предложил так называемое чёрное саперави, которое производится только в Раче. Больше нигде не встречала потом такого. Все хвалят телиани, но мы не прониклись. Такое чувство, что для туристов производят (непечатное слово)», - иронизирует форумчанка Витальна.

В целом складывается впечатление, что главный недостаток грузинского вина не в странном для иностранцев вкусе, а в нестабильном качестве. Вино одного и того же сорта, причём, из одной и той же винодельни, но купленное в разных магазинах, может отличаться, как небо и земля. Так ли оно, судить должны эксперты, вроде американки Лизы Граник, но сам факт, что «Чхавери» и «Киндзмараули» больше любят в России, чем в Америке, говорит скорее о традициях, возникших, когда мы жили в одной огромной стране и с теплотой относились друг к другу.

Грузинскими разговорами, что «мы уникальные и вино производим с доисторических времен», тех же американцев не убедить. В США, к слову, можно найти статьи, в которых говорится, что потребители не могут выговорить, например, «Киндзмараули» или «Усахелаури».

Казалось бы, Тбилиси разумнее было бы дружить с Москвой, хотя бы до тех пор, пока, как советует нью-йоркский сомелье с высшей квалификацией Master of Wine, грузины не усилят «гигиену и технологии», не прикрывая нестабильное качество якобы своей уникальностью.

Однако, глава грузинского Агентства вина Леван Бутхузи, по информации Бакрадзе, считает своей главной задачей в любом случае сосредоточиться на западных рынках. Тамта Швангирадзе, профессор экономики Кутаисского международного университета, придерживается такой же точки зрения, дескать, «из России нужно уходить», поскольку в ответ на «русофобскую политику Тбилиси», Москва может обидеться и ввести эмбарго на импорт алкоголя из Сакартвело.

Странная, однако, логика. Янки тоже вводят санкции, если считают, что их национальные интересы или даже «ценности» страдают. Например, на пресс-брифинге Госдепа от 13 июля 2021 года Нед Прайс, представитель внешнеполитического ведомства, допустил жёсткое наказание грузин за преследование ЛГБТ-движений. И ещё госдеповец прямо в лицо сказал, что США плевать на 95% грузин, которые выступают против демонстративного проведения пропагандистских гей-парадов.

Нед Прайс также потребовал, «чтобы каждый человек, который напал на мирных демонстрантов и журналистов 5 и 6 июля (2021 года) или тех, кто подстрекал к насилию, должен быть идентифицирован – они должны быть арестованы и привлечены к ответственности по всей строгости закона».

То есть любая грузинская тётка, кричавшая со своего балкона, что «геям здесь не место», должна быть схвачена, осуждена и надолго отправлена за решётку. Ну а наиболее активные ненавистники геев заточены в каменоломни в качестве каторжников.

И самое главное, премьер-министр Ираклий Гарибашвили должен извиниться перед местным ЛГБТ, а ещё лучше встать перед ними на колени и клятвенно пообещать, что покарает каждого, кто хоть недобрым взглядом обидит гея или лесбиянку. И вообще, включить в своё правительство активистов ЛГБТ-движений.

Грузин от американской расправы спасли растущие противоречия между США и Россией. Иначе говоря, в тени схватки двух великанов на маленькую Грузию янки просто махнули рукой.

Интересно другое: попытки перенаправить грузинские вина Тбилиси с российского рынка на другие ведутся аж с 2006 года, когда разразился «винный скандал» из-за повышенного содержания пестицидов в алкоголе Сакартвело и Молдовы. Генацвале обиделись: типа, «вы же раньше покупали, зачем сейчас отказываться». Теперь, вспоминая законное требование нашего Роспотребнадзора, Нино Бакрадзе называет это «экономическим издевательством».

Чтобы картина была яснее, сообщим, что в 2005 году на нашу страну приходилось 75% экспорта грузинского вина на общую сумму $75млн, а в 2021 году - 55% приблизительно на $150 млн (цифры не точные, окончательных данных ещё нет). Продажи в западные страны, в каждую в отдельности, фактически не растут, просто сбыт размазывается на многие государства, в надежде, что кто-то возьмет попробовать. Сейчас взгляды генацвале упали на Южную Корею, Японию, Гонконг и Вьетнам.

Конечно, каждое государство проводит свою экономическую политику, но Тбилиси явно указывает нашу страну, как нежелательную для экспорта своей продукции. Как цитирует Бакрадзе тамошних экспертов, «грузинские производители должны прилагать больше усилий, чтобы снизить зависимость от России».