Производители уменьшают размер и вес товаров для сохранения цен

Производители оптимизируют размеры упаковки. Например, Nestle уменьшила вес плитки шоколада на несколько граммов, то же самое произошло с растворимым кофе, в упаковке которого теперь не 95 граммов, а 85. Danone сократила объем питьевых йогуртов «Активиа» с 270 до 260 миллилитров. Уменьшается и фасовка других продуктов: макарон, круп и даже пива.

Производители уменьшают размер и вес товаров для сохранения цен
© BFM.RU

С учетом масштабов производства это позволяет сохранить рентабельность и не отпугнуть покупателей, пишет газета «Коммерсантъ».

О том, каких товаров касается такое изменение и как к этому относятся покупатели, рассуждает совладелец торгового дома «Реалъ» Александр Мышинский:

— Если человек потреблял литр молока, а оно стало 0,93 литра, он от этого пить меньше не будет, просто придется чаще покупать, либо покупать не одну, а две упаковки. Это больше маркетинговый ход производителей, который позволяет держать полочную цену, приемлемую психологически.

— Для потребителя альтернативой могло бы стать либо повышение цены, либо изменение рецептуры, то есть негативные сценарии?

— В любом случае покупательная способность снижается, и есть несколько вариантов: либо снижение веса упаковки, либо ухудшение качества. Если выбирать из двух этих зол, для покупателя, наверное, все-таки снижение веса упаковки предпочтительнее, чем получить некачественный продукт.

— Это справедливо для всех категорий товаров или только для отдельных?

— Импортные товары, которые приходят из-за границы, сохраняют упаковку, то есть если это шоколад, то это 100 грамм, если это какой-то весовой товар, то это кратно килограмму или полкило. В основном эти «даунсайдинги» присущи таким мировым гигантам только на территории России и СНГ. Скорее всего, они учитывают именно покупательную способность и то, что сейчас государство очень сильно озаботилось неповышением цен, соответственно, сети не принимают повышения.

Уменьшение упаковки — это мировой тренд, и дело не только в оптимизации производства на фоне растущих цен, считает исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

— Тренд связан с урбанизацией и с развитием мегаполисов, городское население ведет другой образ жизни, нежели население в небольших поселениях. Это связано с тем, что у человека все меньше времени на готовку, плюс к этому семьи статистически сокращаются. Во всех странах вы можете увидеть сокращение упаковки по готовым продуктам, это тренд. Кроме него, бытует мнение, что упаковку уменьшают в одном случае для обмана потребителей, это некий такой маркетинговый ход, когда упаковка меняется не радикально. Если мы видим, что вместо килограмма 930 грамм, здесь говорить о какой-то экономии или подходе для удобства населения, наверно, довольно сложно. Здесь, скорее, играет роль создание иллюзии, что этот продукт несколько дешевле, чем конкуренты, представленные на полке, если правильно указана масса продукта, здесь законодательного нарушения нет. При условии того, что мы в последние годы фиксируем подорожание упаковки, причем стремительное, и бумажной, и полиэтиленовой, то вполне логично, что, если у вас большая семья, надо купить непосредственно честный граммаж, крупная упаковка всегда экономически выгоднее.

— Это действительно лучше, чем повышать цены или менять рецептуру, потому что, насколько мы понимаем, экономическая ситуация такова, что производители уже не могут поддерживать цены на предыдущем уровне и уменьшают и упаковки, и объемы, чтобы просто не поднимать цену?

— В принципе да. Довольно логически объяснимо. Мы видим уже который год сокращение реальных доходов населения, и понятно, что все стремятся каким-то образом удешевить стоимость продукта. По рецептурам, наверно, в рамках безопасности многие производители уже испробовали все возможности каким-то образом снижать себестоимость.

А цены повышаются очень ощутимо: например, продукты для «борщевого набора» подорожали вдвое с января 2017-го по январь 2022-го, следует из свежих данных Росстата. Продовольственная инфляция в России внесла наибольший вклад в увеличение годовой инфляции и достигла в январе 11,1%, следует из материалов Банка России, опубликованных на этой неделе.