Войти в почту

Синдром "девятка" яиц: производители массово уменьшают объем упаковок

В России производители продуктов вынуждены уменьшать их вес ради сохранения цены. Причиной стал рост стоимости издержек, передает "Уралинформбюро".

Синдром "девятка" яиц: производители массово уменьшают объем упаковок
© Уралинформбюро

Массу продукта ради сохранения стоимости на прежнем уровне уменьшают многие производители, в частности, кофе, молочной продукции, макарон и сладостей. В их числе такие компании как Nestle, Danone, Heineken и многие другие. Вес снижается на 5-50 граммов. Так, питьевые йогурты "Активиа" стали легче на 10 граммов. Шоколад от фабрики "Россия" оптимизировали до 82 граммов (от исходных 85), а "Макфа" выпустила макароны в упаковке весом 400 граммов – на 50 меньше, чем обычно. Также меняется объем напитков, например, пиво продают в банках по 0,43 литра.

Компании толкает на этот маркетинговый ход подорожание сырья. Поднимать ценник производители не торопятся из-за риска потерять покупателя. Проблема затрагивает в том числе крупные бренды, вариант изменения рецептуры или ингредиентов на более дешевые составы – несет в себе слишком большие риски для них. Уменьшение же упаковки, учитывая масштабы производства, позволит сохранить и рентабельность, и покупателей. При больших масштабах незначительное снижение веса поможет оптимизировать издержки, рассказал исполнительный директор "Русбренда" Алексей Поповичев "Коммерсанту".

Проблема удорожания сырья коснулась не только продуктов, но и упаковки. Так, Heineken заявляют о дефиците алюминия на глобальном рынке, который обострился из-за возросшего спроса в пандемию. В Unilever (Knorr, "Золотой стандарт", "Инмарко" и другое) не торопятся подтверждать уменьшение объема товаров. В компании утверждают, что на протяжении нескольких лет занимаются оптимизацией упаковки за счет изменения конструкции, толщины, количества материала, но его стоимость продолжает расти. Так, стоимость картона за 2021 год выросла более чем в полтора раза.

Впрочем, прием незначительного уменьшения объема не новый. Пакеты молока у многих производителей давно выпускаются объемом 0,9 вместо 1 литра. Также можно было встретить плитки шоколада по 95 грамм и пиво по 0,47 миллилитров, ошибочно воспринимаемые как стограммовые и полулитровые соответственно. На Урале известны случаи выпуска "девятка" яиц в упаковке вместо десятка.

Примечательно, что более 20% "новых позиций" на рынке молочной продукции являются следствием снижения объема, оценивают NielsenIQ.