Импортозамещение 2.0: Продовольственная безопасность вновь стала актуальной задачей
В начале марта Россельхознадзор снял запрет на ввоз в страну плодов и овощей из ряда государств. Как говорится в сообщении пресс-службы, надзорное ведомство «отменяет введенные ранее ограничения и возобновляет ввоз подкарантинной продукции в Россию из пяти стран, со всей территории, без учета ограничений по предприятиям-производителям».
В разъяснениях говорится, что санкционирован импорт груш из Боснии и Герцеговины, косточковых плодов и орехов из Китая, косточковых и семечковых плодов из Молдавии и Сербии, картофеля из Бангладеш и яблок из Азербайджана. Ведомство уточнило, что данное решение «принято по результатам анализа информации о принятых мерах по недопущению нарушений фитосанитарных требований Российской Федерации и стран – членов ЕАЭС, представленной национальными организациями по карантину и защите растений вышеперечисленных стран».
Сняты барьеры и на поставки в страну мяса, молока и кормов для животных из Белоруссии, а также молочной продукции из Грузии, мясной продукции из Азербайджана. Это произошло в результате переговоров главы Россельхознадзора Сергея Данкверта с главами ветеринарных служб этих государств. Несколькими днями ранее отменили временные преграды на поставки молочной рыбной и мясной продукции с нескольких предприятий Белоруссии.
Порадовали мы и турецких партнеров — были возобновлены поставки инкубационного яйца и цыплят из некоторых предприятий, находящихся в благополучных районах в плане распространения гриппа птиц. Еще в январе наша страна приостановила ввоз живой птицы и птицеводческой продукции из Европы по причине «высокопатогенного гриппа птиц». Примерно в тот же период введены ограничения на поставки сельхозживотных и мяса из Казахстана.
По мнению промышленного эксперта Леонида Хазанова, снятие российским ведомством ограничений в отношении ряда наименований импортной аграрной продукции не связано с текущей политической ситуацией и экономическим давлением Запада на Россию.
- Обычно Россельхонадзор принимает решение о запрете ввоза продукции в том случае, если она несет какой-то риск. Как только партнеры принимают рекомендованные меры, риск исчезает — запрет снимается. Так и сейчас.
«СП»: - Насколько, на ваш взгляд, была эффективна политика импортозамещения, имевшая место после 2014 года? К чему она привела?
- К тому, что по многим позициям в производстве продуктов питания у нас дело обстоит достаточно неплохо. Мы обеспечили собственный рынок мясом (свининой и говядиной), зерном, картофелем, хлебом. Есть некоторые сложности с тепличными культурами — овощами, но, во-первых, их многие граждане выращивают на своих приусадебных участках, продавая излишки. Во-вторых, к нам эти овощи поступают из азиатских государств — Азербайджана, Турции и других, а также из Белоруссии. Более того, у нас увеличился экспорт круп. Скажем, в прошлом году половина гречки, потребленных украинцами, была из России. Может, она поставлялась не напрямую, а, скажем, через Казахстан, но была нашего производства.
«СП»: - Транспортные сложности по доставке продукции могут возникнуть из-за обострения ситуации?
- Могут появиться у Турции, которая закупает у нас зерно, перерабатывает его в муку и экспортирует в Европу. Но я сомневаюсь, что европейцы придут в восторг, если здесь будут возникать какие-то проблемы.
«СП»: - Ассортимент блюд на наших столах сильно не изменится?
- Могут быть проблемы с кондитерскими изделиями — здесь значительная доля импорта. Возможна нехватка каких-то видов сыров, деликатесов, специфических мясных изделий.
Как считает член Общественного совета при Минсельхозе РФ, зампред Совета АККОР Александр Шипулин, мотивы внезапно подобревшего Россельхознадзора объяснить сложно, но они не свидетельствуют о панике в плане снабжения сельхозпродукцией.
- Политика импортозамещения принесла результат, причем по всем направлениям. И можно совершенно точно сказать, что нынешние санкции ещё сильнее подстегнут ранее начатый процесс, усилят его. В продовольственном плане мы точно сможем пережить эту предпринятую против России атаку.
«СП»: - Уже появились пессимисты, которые говорят о грядущем дефиците сельхозпродукции у нас в стране, едва ли не голоде.
- Пусть плачутся. А ещё лучше — пусть приезжают на село, хотя бы к нам на Кубань на любой хутор, у нас много свободной земли — работа им найдется.
«СП»: - Земля, значит, есть, а вот наше законодательство нуждается в улучшении в плане поддержки АПК?
- Прежде всего нужно ограничить спекулянтов, которые пользуясь свободной куплей-продажей земли сельхозназначения, скупают на торгах участки, сами не имея понятия, что такое работа на земле, да и не собираясь этого делать. Они просто сдают земли в субаренду, несправедливо наживаясь на этом. И в этом отношении закон должен быть ужесточен. Если мы приведем в норму эту ситуацию, Россия сможет своей сельхозпродукцией кормить весь мир.
По мнению алтайского фермера Владимира Устинова, политика импортозамещения все-таки оправдала ожидания не в полной мере.
- Конечно, заработали многие предприятия, стали давать немало разной продукции, которой не было раньше, в том числе и аграрной техники — научились кое-что делать, но все-таки многое заместить не получилось.
«СП»: - То есть, здесь мы не дорабатываем?
- И довольно существенно. Практически все мои знакомые коллеги по-прежнему работают на импорте — те же комбайны у нас зарубежные. Российской техники мало.
«СП»: - Звучат предложения закупать ту же сельхозтехнику в нынешних условиях не в западных странах, а переориентироваться на восточное направление, на Азию...
- Трудно сказать об азиатской технике что-либо конкретное — рынок государств этого континента не изучен и на это требуется немалое время. Будут предложения — изучим. Но, по большому счету, выбора сейчас у нас нет — нужно восстанавливать свое производство.
«СП»: - Какие законы, правовые нормы, нужно менять?
- Главное — не терзать аграрных производителей проверками — глупыми и бессмысленными. Мне в офисе приходится четырех человек держать, чтобы они отвечали на различные вопросы и запросы разного рода контролеров и проверяющих! Чтобы не было с потолка взятых ограничений. Например, у нас на Алтае селянам-частникам запретили продавать мясо скота. На самом деле, мы всё можем произвести и в должном количестве — нужна только конструктивная помощь и избавление от чиновничьей неумной «фантазии». Ведь на селе как — год проиграл, выполняя все непонятные требования, — на следующий год рискуешь не восстановиться. Надеюсь, нынешняя ситуация чиновникам мозги прочистит.