"Байкальская Миля": Как россияне за 16 дней преодолели путь от Москвы до Байкала

В день мы проезжали в среднем по 400 километров - перегоны длиннее были бы утомительны, да и смысл этой езды был в том, чтобы смотреть и снимать, так что использовали для движения только светлое время суток, не такое, кстати, и длинное в это время года.

"Байкальская Миля": Как россияне за 16 дней преодолели путь от Москвы до Байкала
© Российская Газета

1. Нижний Новгород

Оказался "верхним", когда мы увидели над своими головами кабинки подвесной дороги. И канатка здесь - вовсе не аттракцион, а обычный общественный транспорт, соединяющий с Нижним Новгородом небольшой город Бор, находящийся через реку Волга, довольно широкую в этом месте.

Посетили затон, где находится пункт технического обслуживания флота компании "ВодоходЪ", и выяснили, как "зимуют" теплоходы. Кстати, зимой "спят" не все суда - на Байкале, куда мы держим путь. С туристами уже работает новое пассажирское судно на воздушной подушке "Бирюса", построенное по индивидуальному заказу туроператора. На фестивале скорости СВП "Бирюса" планирует проехать символичную байкальскую милю и попробует установить рекорд скорости на льду, как самое большое судно в своем классе с самым многочисленным экипажем - пассажировместимость 36 человек.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Заезжаем на ночлег. До парковки во дворе отеля - три шлакбаума с вахтерами и одни ворота. Шутка про "страну заборию" кажется не смешной…

На утро обращаю внимание на проезжающий мимо автобус номер 58 - маршрут "ул. Космическая - ул. Деловая", (идет по проспекту Ильича через улицу Спутника, Двигатель Революции и парк Кулибина) - масштабно живут нижегородцы!

2. Ульяновск (бывший Симбирск)

Родина Ленина и автомобиля УАЗ. А еще это самая средняя Волга, и самые гордые этой рекой волжане - еще бы, ширина плеса Куйбышевского водохранилища здесь - 40 километров! С его середины берегов уже не видать. А их новый Императорский мост - один из самых длинных в Европе. А еще тут Симберцит, местный аналог янтаря. А Даль описал Колобка как этимологию симбирского происхождения. Тут Карамзин и буква Ё. Также Аксаков - уроженец этого края, а его "Аленький цветочек" - это, вероятно, дикий пион, и туристы едут смотреть, как алеют здешние поля, подобно японцам, любующимся цветением сакуры. Еще здесь - Авиастар, композитные крылья для среднемагистрального МС-21, и мирный атом - будущее медицины в борьбе с онкологией. И целое поле ветряков, уходящее в горизонт. ВЭС эта, кстати, вырабатывает немало, закрывая 10% потребности города в электроэнергии. Лопасти генераторов вращаются очень красиво.

3. Уфа

В общем чате команд пишут, что из за снегопада и метели ехать невозможно, а федеральные трассы закрывают на въезд. Но мы уже едем по Е30. Здесь приличные перепады высот рельефа, судя по альтиметру наручных часов, - метров по 100. Шины сквозь снег не могут зацепить асфальт, и тяжелые грузовики не пытаются брать подъемы и встают бесконечной цепочкой, уходящей в горизонт, прижавшись к правому краю дороги. Но если у кого-то из множества водителей сдают нервы, и он выезжает на середину, то дорога блокируется уже в обе стороны. Водитель, у которого мы спросили об обстановке, сказал, что пять часов уже тут стоит вместе с другими, между Бавлы и Кандры.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Кстати, если у "дальнобоя" в кабине комфортно и можно и покушать, и поспать в такое время, то стоящим тут же водителям старых дырявых "Газелей" не позавидуешь…

Наш шанс припарковать микроавтобус на обочину и идти в ближайшую гостиницу с "нулем звезд и невнятным названием" был велик. Но благодаря мастерству нашего пилота Фариса Аль-Обайди, который не только восхитительно водит все виды транспорта, но и говорит на трех языках, проехали сквозь затор и ночевали комфортабельно в Уфе.

Приятно удивил недорогой уфимский отель, напротив окон оказалось красивое сияющее огнями колесо обозрения, работающее даже в эту метельную ночь, а на столе ждала именная открытка - поздравление. На завтрак - Чак-чак, повсюду мечети.

На утро встречаемся с экипажем № 7, который стартовал отсюда. За рулем - Евгений, главный редактор федерального кабельного телеканала "Глазами Туриста", с ним два оператора с серьезной съемочной техникой едут на автомобиле Grand Cherokee 1992 года, это самая старая машина ГрандТура, решившаяся на движение своим ходом и даже без "технички" сопровождения.

Заезжаем в местный Harley-Davidson. На удивление, в этом северном городе мотоциклы хорошо продаются, и существует мощное клубное движение.

Выезжаем на трассу, кругом в поле - нефтяные качалки, их мерное движение завораживает.

Фарис звонит в отель, где мы завтракали, кажется, он забыл заплатить за стакан молока, который попросил дополнительно, готов оплатить переводом.

4. Екатеринбург

По улице едет электрокар Tesla. Вот тебе и Урал…

Посещаем Свердловскую киностудию - здесь когда то была снята знаменитая "Угрюм-река" - четырехсерийная кинолента о драматических событиях в сибирском крае начала XX века.

На выезде из города - "Уральский Марс" - обширный карьер Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин с "инопланетными" ландшафтами. Местная достопримечательность.

Проезжаем мемориал Крутинская застава.

"В Сибири не было войны,

Но бесконечны павших списки.

В Сибири не было войны,

Но в каждом парке - обелиски…"

И. Краснов

Отсюда и далее ехать можно только в солнечных очках - солнце и слепящий снег.

5. Новосибирск

Сибирь. Местный метрополитен - самый восточный в РФ и единственный за Уралом. Оплатить проезд можно, просто приложив банковскую карту. Это удобно. И мы проехались, осмотрели подземные красоты нескольких станций.

На улице доставщик еды едет на электрическом моноколесе и ест мороженое. Сибирь же… По соседней улице идет в сопровождении девушки северный олень. Точно Сибирь!

6. Кемерово

Уголь. Тут памятники углю и шахтерам. Город уютно пахнет "печкой". Заезжаем на Кедровский угольный разрез - впечатляющее сооружение, напоминающее метеоритный кратер. Масштабы разработки не удалось увидеть даже с коптера - он уперся в облака, не достигнув нужной для полного обзора высоты. По разрезу неспешно движутся огромные карьерные самосвалы - мощь!

В поисках придорожных кафе видим вместо привычной коробки из сайдинга и профлиста совершенно европейское - стеклянная стена, за ней в свете ламп, это видно прямо с трассы, люди пьют кофе - красиво. Заезжаем. "Мангал-Havas" - приятное кафе на развилке дорог в 70 км от Кемерово. Трое молодцов в форменных кожаных фартуках, похожие на братьев, и женщина, похожая на их маму. Оказалось, что-таки не "семейный бизнес", а просто хороший подбор кадров. На стене - стильные картины из комикса - их рисовал сын владельца этого заведения, открывшегося в прошлом году.

7. Мариинск

"Город-музей" - тут множество жанровых скульптур на улице, резные дома, музеи. Знакомимся с прохожими и, слово за слово, оказываемся в мастерской у Михайлова Юрия Михайловича - народного мастера России. Выглядит он как персонаж фильма "Белое солнце пустыни" - таможенник, тоже импозантен и при пулемете. Артист! А вообще, он мастер-берестянщик, живописец, график и изготовитель авторских кукол.

Выехав на трассу, встречаем медведей, правда, чучельных. Местные охотники продают такую декорацию проезжающим. Выглядят стоящие на обочине медведи сногсшибательно.

Фото: Сергей Михеев/РГ

8. Красноярск

"Житель полуночных земель любит движение, согревая им свою кровь; любит деятельность; привыкает переносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется", - писал Карамзин о сибиряках. Полуночные земли, и впрямь - темное и светлое время суток тут в равных долях, и сибиряки сделали свой город светящимся - даже опоры электропередач тут подсвечены - это красиво, особенно в метель.

Название Красноярску дал красный камень сиенит. Город обрамляют четыре потухших вулкана (на Черную сопку, Каратаг, говорят, после Второй мировой молились оказавшиеся тут японцы, поскольку гора эта похожа на Фудзияму). Течет через город самая полноводная в России река Енисей.

Объединенный Сибирский федеральный университет впечатлил. Студенты в нем живут в общежитиях с индивидуальными комнатами. Университетские остановки общественного транспорта стеклянные, закрытые от холода и ветра, внутри - с дисплеем о прибытии автобуса. Троллейбусы в городе на пневмоподвеске и с автономным запасом хода - через енисейский мост они ходят опустив рога, без контактной сети.

Красноярский край очень красив - до 80% природоохранной территории России расположено именно тут.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Поднимаемся на Торгашинский хребет по самой длинной в России лестнице (1683 ступени, 1,2 тысячи метров), пьем на вершине обжигающий чай на леденящем ветру. Смотрим ледопад и Красноярские столбы - невероятных размеров скальный массив с потрясающими пейзажами. Посещаем музей-мастерскую ретро техники "Шестаков Реставрация" Александра Шестакова.

А еще одной из моих целей поездки в сибирский Красноярск было посещение кенотафа - места гибели без захоронения камергера Резанова. История его гибели здесь романтична - 40-летний путешественник (организатор первой русской кругосветной экспедиции), приближенный Государя, посол и дипломат, во время миссии на Аляску влюбился в 15-летнюю Консепсьон Аргуэльо (Кончитоу) - дочь коменданта Сан-Франциско - и обручился с ней. Сразу после обручения Резанов отправился назад. Он рассчитывал просить ходатайства императора перед папой Римским о согласии на брак. По его рассчетам, на это должно было уйти два года. Кончита заверила его, что будет ждать.

11 июня 1806 года Резанов покинул Калифорнию, увозя для русской колонии на Аляске провиант. Через месяц корабли прибыли в Ново-Архангельск, а Резанов отправился в Петербург.

В сентябре он добрался до Охотска. Начиналась осенняя распутица, и ехать дальше было нельзя. Но он отправился по "многотрудному пути верховою ездою" (пути длинной в полгода). Перебираясь через реки, несколько раз проваливался под лед. Несколько ночей провел на снегу. Простудился и пролежал в горячке несколько дней. Как только очнулся, снова пустился в путь и… потерял сознание. Его довезли до Красноярска, где 1 марта 1807 года он умер. Резанов был похоронен на кладбище Воскресенского собора.

Фото: Сергей Михеев/РГ

В начале 1960-х годов Воскресенский собор был разрушен, а могила командора Резанова утеряна.

Кончита осталась верна Резанову. Она больше года ходила каждое утро на мыс, садилась на камни и смотрела на океан. Сейчас на этом месте опора моста "Золотые ворота". В 1808 году она узнала о смерти Резанова из письма А.А. Баранова, посланного ее отцу. Однако выйти замуж больше не пыталась. В конце жизни ушла в монастырь, где умерла в 1857 году. Похоронена недалеко от Сан-Франциско, на кладбище ордена доминиканцев.

В 2000 году в Красноярске на предполагаемом месте захоронения Резанова на Троицком кладбище поставили памятник - белый крест, на одной стороне которого написано "Камергер Николай Петрович Резанов. 1764-1807. Я тебя никогда не увижу", а на другой - "Мария де ла Консепсьон Марцела Аргуэлло. 1791-1857. Я тебя никогда не забуду". Шериф города Монтерей развеял над могилой горсть земли с могилы Кончиты. Обратно увез горсть красноярской земли - для Кончиты.

"Он мечтал, закусив удила,

Свесть Америку и Россию.

Но затея не удалась,

За попытку... спасибо."

(А. Вознесенский, "Юнона и Авось")

Отъезжая от отеля наблюдаем сквозь замерзшее стекло прохожего в шортах, идущего за утренним кофе. Сибирь…

9. Дивногорск

На пути к Красноярской ГЭС город прекрасен своей набережной - кусочек московского парка Зарядье, только с видом на полноводную реку и горы.

На лед водохранилища ведет дорога - к местным красотам льда и скальных массивов, на рыбалку и охоту, в доступные только с реки населенные пункты, туда, куда можно летом добраться только на лодке, люди продолжают ездить на автомобилях и катерах на воздушной подушке зимой.

Едем к Нижнеудинску. Остановки автобуса на трассе тут отлиты из бетона и имеют отдельные кабинки-туалеты, под стать бетонным стенам, снабженные прочной дверью из стали. Применительно к сибирским реалиям, версия, что туалет выполняет функцию "спрячься от медведя если он придет раньше автобуса" кажется вполне вероятной.

Канск. Пригорок, на котором стоит небольшой провинциальный памятник Ленину, горожане обустроили детской ледянкой, и дети катятся из-под бывшего вождя в направлении, указанном его рукой.

Придорожный поселок Нижний Ингаш. Остановились у Почты России, отправил открытку жене. Рядом - памятник первому трактору ХТЗ и полузасыпанный снегом грузовик "шишига" (ГАЗ-66), на его борту - незаконченная надпись "дорогая доброе…". Не один я отсюда жене писал.

Город Зима. На гербе - три елки и огромная снежинка, проезжаем Московский тракт. А ведь до Москвы отсюда - 5 тысяч километров.

10. Иркутск

По дороге встречаем велосипедистов-шоссейников в сопровождении Жигулей с оранжевым маячком. Велоспорт по-сибирски.

А еще мне понравилась сибирская традиция - карамельки в вазочках. Они выставлены везде - в гостиничных номерах и столовых - бесплатное угощение.

У дороги в Усолье-Сибирском - жанровая скульптура "Мама с мамонтенком" - хороший повод остановиться и сфотографироваться на фоне бывшего царя здешних краев.

Еще отсюда рукой подать до Мальты, только не островного государства в Средиземном море, а местного поселения. Занятно, что слово "Мальта" происходит от греческого μέλι, meli - мед. И рядом на трассе тут продают мед. Вкусный.

В Иркутске посещаем Ангару - ледокол-музей. На встречу - красивая супружеская пара. Представляются туристами "из казачьих краев".

Фото: Сергей Михеев/РГ

"Усть-Ордынский орденоносный…" - гласит въездной знак округа, сияя советским орденом. Все это закреплено на столбах сэргэ с характерными навершиями. Считается, что столбы связывают между собой миры, корнями уходя в подземелье, а верхушками - в небеса. Сэргэ означает, что у местности, где оно установлено, есть хозяин. Это Бурятия.

А в столовую на трассе заехать не смогли - переднеприводной микроавтобус, свернув с асфальта, так и не смог найти зацеп и поднять себя на горку по заснеженной дороге.

11. Ольхон

Впечатляет и завораживает - скалы и лед. Гравийная дорога по острову - на десятки километров. Очень красивые ландшафты, но для нашей машины она слишком тряская. Предпочитаем движение по льду, ориентируясь на табличку "Ледовая переправа, заказчик…, подрядчик…, протяженность - 11 километров".

Лед, кстати, не такой ровный, как на глянцевых фото, а примерно как асфальт между деревнями в средней полосе - со множеством хаотичных углублений и неровностей. И стыки между льдинами приличные, как весной на московском ТТК. И снежные переметы. А если с проложенной дороги свернуть, то можно упереться в торосы, для объезда которых понадобится несколько часов без гарантии, что проезд в итоге будет найден.

Фото: Сергей Михеев/РГ

Встречаем на льду у скалы туристов, они обветрены и загорелы. Псковские туристы в пешем походе уже несколько дней. У них палатки, сухой паек и самодельные коньки. Они веселы и счастливы.

Встречаем друзей-автогонщиков на "Днях Скорости на льду Байкала". Наблюдаем, как 18-кратный рекордсмен России по автоспорту, неоднократный призер Чемпионата России по ралли-рейдам, участник ралли-марафонов Silk Way Rally, Чемпион Мира по водномоторному спорту классе PR2 Андрей Леонтьев ставит тут рекорд скорости на грузовике с мотором мощностью в 500 л/с.

12. Байкальск

Байкал вместе с прибрежной зоной, общей площадью около 8,8 млн га, был включен в список природного наследия ЮНЕСКО в 1996 году. Но из этого участка исключены пять урбанизированных промышленно-развитых территорий, в том числе Байкальск. Сюда мы направляемся, чтобы понять, что ждет в ближайшем будущем этот город на берегу такого красивого озера. Как сообщил нам Байкал-центр, организация, занимающаяся трансформацией этого города, по федеральной программе развития моногородов, в городе планируется строительство объектов туризма и заводов по розливу байкальской воды. Ведется строительство экологических троп. Они свяжут Байкальск со скальником Чертов палец, осокоревым лесом и пиком Порожистый. Здесь же построят глэмпинг - гибрид гостиницы и палаточного лагеря. Номера в глэмпинге напоминают палатки, но имеют удобства пребывания в отеле.

В планах развития делового туризма - возвести гостинично-деловой центр с конференц-залом. А чтобы до города было легко добираться из аэропорта, дополнительно построят транспортно-пересадочный узел. Ну и, конечно, гостям нужно разнообразно и качественно питаться, поэтому здесь хотят открыть фуд-маркет, рестораны и кафе.

В городе расширят пристань, организуют регулярные водные экскурсии, откроют научно-образовательные лаборатории.

Так что в ближайшие годы мы будем наблюдать за процессом трансформации моногорода с "грязным" производством в экологически-ориентированный и современный центр туризма и инноваций.

13. Улан-Удэ

В городе есть замечательный памятник Ленину в виде огромной головы. Едем дальше. В придорожном кафе - изрядный трафик, туристы идут один за другим. А ведь не сезон. Зато встретили там товарищей из команды РГО "3/21". Были рады, что у них маршрут на этом участке совпал с нашим.

С дороги смотрю вниз - там в скале, внизу, два туннеля Кругобайкальской ЖД. Они выглядят, как игрушечная железная дорога. Ух тут и масштабы!

Проезжаем реку со смешным названием Похабиха.

Жанровые скульптуры, уже часто полуразвалившиеся, скрашивают путь. У избы в селении - "Обезьяна и Медведь", а на трассе - "Космонавт".

О быте

Поскольку целью нашего путешествия был не отдых, а экспедиция, то некоторые бытовые удобства были принесены в жертву делу. Мы не всегда, например, останавливались в комфортабельных отелях в центре городов, если эти города нас не интересовали, и маршрут пролегал мимо. Тогда мы не тратили час на вечерний заезд и еще час на утренний выезд из города, бронируя придорожный отель на трассе. В основном такие отели предназначены для дальнобойщиков, и название типа "Брутальная матрешка" нас не пугало. Кровать и душ - достаточный ассортимент вечерних услуг, чтобы на утро отправится дальше. Также я не привязывал свой график движения и съемок к графику работы прачечных в отелях.

Стейнбек писал в "Путешествии с Чарли в поисках Америки", как устроил себе походную стиральную машинку: ведро, белье, вода, порошок, плотная крышка и подвесить так, чтоб болталось в автомобиле. Вечером выполоскать - вуаля - лучшей стирки он не видывал.

Моей походной стиральной машинкой стал гермо-мешок - эластичная труба на 10 литров, в обычном режиме там хранилась сухая одежда, а если надо постирать, то - полмешка горячей воды, порошок, герметизация горловины и… немного футбола по душевой кабинке гостиничного номера. На всегда горячих гостиничных батареях свежепостиранный комплект одежды высыхал к утру. А обуви каждую ночь доставалась сушка с ультрафиолетом.

Съемочное оборудование - камера и коптер - были выбраны для поездки с возможностью зарядки от USB, так что всегда могли быть заряжены в дороге, а единственным экспедиционным оборудованием в автомобиле стали два дополнительных порта питания.

С нашим же питанием тоже все было в полном порядке, лишь однажды воспользовались сухим пайком в виде зерновых батончиков, поскольку регулярное наличие придорожных кафе и качество еды в них нас устроило.

Для питания дизеля брали пару канистр и держали их заполненными, но не пригодились.

Отдельное спасибо Русскому Географическому Обществу (РГО). На их отделения, встречавшиеся на нашем пути (а они открыты во всех 85 субъектах Российской Федерации), всегда можно было положиться, как на друга и советчика путешественника.

14. Максимиха, село на берегу Байкала

Тут наше путешествие завершено - мы съезжаем на лед, где прибывшие сюда команды скоро поучаствуют в "Байкальской миле 2022" - фестивале установления рекордов скорости на различных видах техники по ледяному покрытию самого глубокого озера на планете, о чем я расскажу позже. Уже у ворот турбазы припаркован видавший виды "Чирок" уфимских "Глазами Туриста". Стильные парни из Big Boys Big Toys втроем толкают в горку шикарный спорткар, вся мощность которого отчаянно пасует против сельской колеи. А навстречу на фоне величественных гор идет со льда команда "Невские Новости", которые выехали из Кронштадта. Их "Соболь" успешно прошел маршрут. Наталья и Алексей, с ними собаки - бигль Рюрик и шарпей Майкл, уже 7 лет катающийся с этой семьей от Смоленска до Архангельска. "Блогеры-блохеры" - шутит Наталья, поглаживая веселых собак.

Желаю всем добрых дорог по нашей прекрасной стране!