АнтиМакдоналдс: Россия не умрет с голоду, когда откажется от биг-маков
Уход из России зарубежных сетей быстрого питания можно использовать с толком, в принципе, ничего даже менять не надо. Всё есть – и персонал, и технологические карты, и налаженные бизнес-цепочки. Осталось определиться с собственниками предприятий фаст- фуда и придумать новые названия. Больше ничего и не нужно, разве что следить за качеством «комплектующих».
«В связи с операционными, техническими и логистическими сложностями, компания “McDonald’s” с 14 марта планирует временно приостановить обслуживание в предприятиях сети по всей России», – говорится в сообщении компании.
Какие такие сложности – непонятно. Почти всё, кроме отдельных незначительных мелочей, «антиедальни» получают от своих российских поставщиков. И приготовлено оно из нашего же сырья – муки, мяса, овощей и т.д. Упаковка тоже отечественная. Компании-партнёры функционируют, с продовольствием в РФ всё нормально, с бумагой аналогично, поэтому заявление иностранной компании попахивает откровенной ложью. Ну, их дело.
Что настораживает – закрытые заведения собираются использовать «для организации центров волонтерской поддержки». Тут бы ФСБ взять их «на карандаш», ибо есть подозрение, что сотрудникам, коих у “McDonald’s” в нашей стране более 62 тысяч, начнут «промывать мозги» на антироссийскую тему. То есть готовить «пятую колонну». А нам такого нынче не надо. И в принципе тоже не надо. Пусть у себя «волонтёров» и прочих шахидов готовят, там, у себя – за океаном. KFC и “Burger King” подобных планов, вроде как, не имеют, но тоже закрываются. Скатертью дорога!
Столичные власти уже заявили о готовности выделить 500 млн. рублей на льготное целевое кредитование для создания «дополнительной» сети быстрого питания. То есть для переформатирования «макдаков» (250 единиц) и иже с ними.
«Всю эту сеть можно спокойно заместить нашими отечественными предприятиями. Тем более что сами продукты питания поставляются на 99% российскими поставщиками. Мы попросим вновь открывающиеся предприятия максимально задействовать тот кадровый потенциал, который работает в том же “McDonald's”. Так будем поступать и с другими направлениями, и с другими такого рода предприятиями, которые пытаются приостановить свою деятельность и закрыть рестораны. Работаем по этому направлению вместе с правительством России», – заявил мэр Москвы Сергей Собянин.
Итак, деньги будут. И, судя по всему, не только от столичной мэрии. Однако уже появились желающие их «освоить». Так, члены некой «Национальной ассоциации кулинаров России» заявили о том, что готовы разработать меню с технологическими картами на основе «традиционных русских рецептов».
«Мы готовы разработать русское национальное меню и технологические карты по приготовлению русских блюд для использования в работе сетевых ресторанов, в том числе и вместо приостановившей работу в России сети “McDonald’s”. Создать меню с технологическими картами шеф-повара смогут в течение трех месяцев», – говорит президент ассоциации Анна Жукова.
Традиционные русские рецепты, это, конечно, хорошо, но в данном случае подобная инициатива вызывает массу вопросов. Зачем всё это?
Во-первых, гамбургеры и прочая картошка фри в числе подобных «исконных» рецептов не значится. А ведь заведения фаст-фуда, включая оборудование, именно под это и «заточены».
Во-вторых, эти самые технологические карты имеются. Под «биг-маки» и иные изделия, но их можно и переобозвать.
В-третьих, есть поставщики, которые также имеют продукцию, применимую для приготовления данных блюд. И им нужно обеспечить её сбыт.
В-четвёртых, в наличии это тот самый «кадровый потенциал» – они всё умеют, никого не надо ничему учить.
Система готова, иностранцев пинком под известное место и вот он – бизнес «под ключ».
«Очень привлекательные активы, по сути, тут “всё включено”. Мечта ресторатора. Есть и помещения в “раскрученных” местах, и оборудование, и обученный персонал, и проверенные поставщики. И клиентура, что немаловажно. Придумать новое название — какое, уже неважно, хоть “Булочка” — и вперёд. Вместо “Coca-Cola” и “Fanta” тот же “Байкал” и “Тархун”. Роллы переименовать в шаверму, нагетсы – в котлетки, и так далее. А фирменный цвет оставить, красный – это хорошо, это красиво. Ну, и на зло врагам», – считает владелец кафе Кирилл.
Самое главное – не прогадить главный ресурс “McDonald’s”, а именно стандартизацию. Везде одно и то же качество, стабильное, без «глюков». Это ценится.
«Я много путешествовал и по стране, и по миру. И когда куда-то приезжаю, ничего там не знаю, а кушать хочется, то иду в “McDonald’s”. Да, они кормят фигней, но фигней стандартной. И я знаю, что меня тут не отравят, мне не придётся бежать в аптеку и покупать таблетки от живота. Это – очень большое достижение, в отечественном общепите такого, особенно в подобных масштабах, просто нет», – говорит владелец ресторанчика грузинской кухни Георгий.
Иными словами, актив России может достаться неплохой. Главное, с толком им распорядиться и не потерять. А заявление ассоциации кулинаров больше смахивает на попытку «присосаться» к проекту. Не говоря уже о том, что сроки какие-то нереальные, перезапускать заведения надо не через три месяца (то есть полгода и более), а гораздо быстрей. Иначе там все оборудование растащат, а персонал разбежится.
«Национальные» русские заведения, бесспорно, нужны. И “McDonald’s” вместе с прочими иностранцами, действительно, давили всех наших на рынке. Тем не менее, есть и выжившие. Например, «Крошка-картошка», «Теремок», «Му-Му» и прочие. Все эти компании сейчас получат огромную фору, которую грех не использовать. Главное, чтобы не пострадало качество, а то российские «бизьнесмены» любят экономить на себестоимости. С известным результатом.
В связи с «исконными» ресторанами стоит также вспомнить печальную историю «Русского бистро», созданного при Юрии Лужкове. Хотели, наверное, как лучше, а в итоге получилось как всегда. Пирожки поганого качества и «йогурты для народа» – отвратительная водка в запаянных пластиковых стаканчиках, её брезговали пить даже бомжи.
Фаст-фуд, конечно, вреден. В принципе. Достаточно посмотреть американский фильм «Двойная порция» (в оригинале – «Super Size Me») или какой-нибудь его отечественный аналог. Тем не менее, спрос есть, а рабочие места в данной отрасли – это доходы сотен тысяч россиян. Да и вред, при желании, можно уменьшить. Те же отечественные напитки вместо американской химии уже дадут отличный результат.
«Будет намного лучше и вкуснее! Главное, чтобы в новых заведениях были доступные цены и бесплатные туалеты. Давно пора продвигать российский общепит, а не обслуживать интересы глобальных корпораций», – считает координатор Левого фронта Сергей Удальцов.
Да, проблема поднята верно. При всех своих недостатках американские сети цены не ломили, туалеты были бесплатными, везде поддерживалась чистота и порядок. Увы, подобным могут похвастаться далеко не все российские заведения.
Кстати, помимо «интересов глобальных корпораций» иностранный «фаст-фуд» нёс в Россию и чуждую культуру. В заведениях всегда играла только англоязычная музыка, а детишек чуть ли не с пелёнок приучали к понятию «добрый американский дядя». А выросшие на подобном юноши и девушки для своей страны практически потеряны.
Но больше всего обрадовались уходу “McDonald’s” владельцы многочисленных лотков шаурмы. Хорошо приготовленная шаверма – это и вкусно, и гораздо полезней, чем биг-мак или чизбургер.
«Будем работать, работы теперь прибавится. Лично я цены поднимать не собираюсь, если, конечно, продукты ощутимо не подорожают. Но не должны, власти вроде как их сдерживают. Новости смотрю – экспорт продовольствия из РФ запретили, и это правильно. Всё нормально, а американцы ещё пожалеют, что потеряли такой рынок», – говорит владелец палатки шаурмы Ашот.