Насколько быстро российские сети заместят ушедших с рынка McDonald's, KFC и Burger King?
McDonald's, KFC и Burger King в прошлом году посещали больше всего россиян по отношению к другим сетям общепита, такое исследование провело РБК.
Участвовали восемь городов-миллионников, в том числе Новосибирск, Санкт-Петербург и Москва. 55% жителей столицы часто едят в McDonald's, 43% — в KFC, а 38% — в Burger King. В начале марта компании, которые владеют этими ресторанами, заявили, что частично или полностью приостанавливают работу в России. Но многие заведения открыты по франшизе, поэтому в стране могут остаться даже несколько точек McDonald's, все рестораны которого официально должны закрыться на неопределенный срок в понедельник. Многие рестораны открыты по франшизе, то есть ими владеют отечественные предприниматели. Возьмем сеть KFC, которая принадлежит американской компании Yum! Brands: на конец прошлого года в России было открыто 1086 ресторанов, при этом больше семисот заведений принадлежат российским бизнесменам. У McDonald's 850 ресторанов в России, больше 100 открыты по франшизе. У Burger King и вовсе почти все 800 заведений управляются местным франчайзи, правда теперь компания их не поддерживает, в том числе в отношении маркетинга, цепочки поставок и инвестиций. В любом случае, заставить такие рестораны закрыться практически невозможно, считает омбудсмен ресторанного рынка Москвы и председатель комитета ресторанного бизнеса в «Деловой России» Сергей Миронов:
— Они останутся, как бы на них ни давили, как бы на них ни пытались нажимать. Это самостоятельные, автономные абсолютно предприниматели, которые вложили деньги в свои рестораны. И я думаю, что договор коммерческой концессии, который у них заключен с обладателем франшизы, не предусматривает вот такое одностороннее расторжение. Ну и даже если бы он предусматривал, то как франшизы заставить закрыться? Подадут на них в российский суд и будут много лет судиться? Бесперспективное, мне кажется, занятие.
— Материнская компания больше не поддерживает.
— Нет никакой проблемы. Это все очень просто, главное — основная система. Все изменения KFC, Burger King — это простейшие вещи. Ну что, они изменят котлету или положат новый огурец внутрь — люди не отличат один бургер от другого, это я вам точно говорю. У всех франшиз они отличаются в разных частях света: немножко другое мясо, немножко другая мука.
— То есть, может быть, и не весь McDonald's еще уйдет из страны?
— Да, вполне возможно.
Сергей Миронов добавляет, что средний срок договора по франшизе — 5 лет. Но даже по истечении этого времени ресторан может немного изменить название и продолжить работать, к тому же российские суды вряд ли будут положительно настроены в отношении западных компаний. Но даже если McDonald's, KFC и Burger King окончательно уйдут с российского рынка, их можно будет заменить российскими сетями общепита, сказал мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, 99% продуктов — это отечественные поставщики, а сотрудников можно приглашать из закрывшихся ресторанов. Власти столицы заявили, что выделят полмиллиарда рублей на льготные кредиты для создания дополнительной сети быстрого питания, хотя их точек и так в Москве сейчас около 12 тысяч. Продолжит ресторанный критик и основатель проекта Taste of Russia Дмитрий Алексеев:
Дмитрий Алексеев ресторанный критик и основатель проекта Taste of Russia «Например, «Теремок», #FARШ, «IL Патио», «Грабли» и многие другие бренды российские даже в условиях сильнейшей конкуренции, которая была. Потому что не секрет, что крупные американские международные компании развиваются с очень дешевых кредитов, которые, условно, дают им там. То есть если сравнить с кредитами, которые наши рестораторы могут получить здесь, то просто невероятно в это поверить, что у нас есть еще российские операторы фастфуда. Если зарубежные фастфуды уйдут, здесь будет, я думаю, в течение очень быстрого времени развитие колоссальное как уже имеющихся, так и новых. Как «Росинтер» в том числе — концепция, которая закрылась в результате прихода сюда, их просто купили и на их месте сделали другие. Например, «Ростикс». Это вообще не вопрос, причем не вопрос, условно, даже ближайших недель и месяцев».
Эксперты отмечают, что проще купить уже существующую сеть общепита, чем создать ее с нуля: немного поменять концепцию, вывеску, и готово. Пользователи соцсетей уже предположили, какие рестораны могут появиться вместо «Макдональдса». «Шаверма» — первая буква — перевернутый логотип «Макдональдса» или «Пельменная» со всем известной желтой буквой «М» в названии.