Яйки, курка, шнапс, подсолнечное масло: Германия столкнулась с ростом цен на еду
Немцам и прочим гейропейцам не хватает продуктов питания, во всём виноваты злые русские — примерно в таком ключе в последнее время высказываются политики ЕС. Напрочь при этом забывая широко разрекламированный тезис о полном продовольственном самообеспеченим — той же Германии и иных стран. Но цены, действительно, растут, «неофициальная» продовольственная инфляция в ФРГ уже измеряется двузначными цифрами.
Несмотря на заверения о полной и безоговорочной поддержке «щирых» бандеровцев, время от времени немецкие политики оговариваются и рассуждают про совершенно бытовые вещи. Которые заботят их куда больше, нежели судьбы чужеземных националистов. Да, спецоперация — это типа плохо. Но почему? А потому.
«В Германии это отражается на росте цен на продукты питания и пустующих в некоторых супермаркетах полках с подсолнечным маслом и пшеничной мукой», — говорит глава МИД ФРГ Анналена Бербок.
Вот так, по-простому, без слов про «общечеловеческие ценности», дерьмократию, толерантность и прочую «пургу». Бытовуха. Но реально проблемная. Видать, дамочка сходила в магазин и впечатлилась. Да, есть от чего.
«По ряду товаров ценники выросли в полтора-два раза, не по всем, конечно. Подсолнечное масло подорожало именно так, оно и не везде есть. Но это, наверное, единственное, что так уж сильно бросается в глаза. В целом цены продолжают повышаться, на 5-10%. Но поставки из России и Украины тут ни при чём. Те же тропические фрукты, например, стали очень дорогими. Всё, что местного производства, конечно, дешевле не становится, но поводов для паники не вижу. Германия себя прекрасно прокормит», — считает один наш бывший соотечественник-фолькдойч.
Тут самое время разобраться с продовольственной безопасностью ЕС. Нас всегда убеждали, что там всё отлично с сельским хозяйством, типа один немецкий (голландский, французский,…) крестьянин кормит сотни человек, и всё такое. Так кормит или нет?
Кормит, и именно около сотни. В целом продовольствием та же Германия себя не только обеспечивает, что-то ещё и экспортирует. Собственно, часть этого «что-то» до недавнего времени, пока не перекрыли импортные поставки, лежало на полках российских магазинов. Товар дорогой и специфический, но среди любителей всего заграничного он находил спрос.
Посмотрим статистику. По пшенице у немцев вроде как всё отлично, в прошлом году вырастили 22 млн. тонн (самообеспечение 125%), из которых 6 млн. тонн (27%), пошло на продовольственные нужды. На экспорт уходит около 5 млн. тонн, остальное перерабатывается в стране и идёт на корм скоту. Однако всё хорошо лишь по мягкой пшенице, по твёрдой, с большим содержание клейковины — той самой, которая нужна для производства макарон — ситуация неважная, своих только 15%. То есть остальные 85% закупают.
Импортировать приходится также кукурузу — на корм скоту, около 4-5 млн. тонн, то есть где-то чуть больше половины потребления. Но дело не в Украине, везут из Румынии, Болгарии, Венгрии и Франции. Аналогично по ржи, которой не хватает около 15-16%. В целом всё почти что хорошо, достаточно и для еды, и для прокорма скотины. За немцев можно не волноваться — без хлеба и мяса они не останутся.
Вот подсолнечное масло — это да, проблема. Оно в основном российское. «Импортозамещение» в ФРГ не устроить — климат не тот. Да и у нас подсолнечник растёт лишь на юге, в средней полосе его выращивать не получится.
Однако в данную картину нужно внести коррективы. Да, не хватает, а почему? А потому, что большую часть его объёма использует фастфуд американского типа, который развился в последние два-три десятилетия. Но есть уже в постсоветской действительности, на дешёвом сырье из России. Традиционная немецкая (и вообще европейская) кухня так много масла не требует, так что все претензии — туда, за океан. Опендосились вы, граждане гейропейцы.
Франция — крупнейший в ЕС производитель и экспортёр сельхозпродукции, в 2020 году месье отправили на экспорт около 20 млн. тонн одной только пшеницы. Плюс огромное мясо-молочное производство, овощи-фрукты, и всё остальное. По итогам 2020 года в Пятой республики продукции животноводства произвели на 13,6 млрд. евро, зерновых — на 10,6 млрд. евро, вина — на 7,6 млрд. евро, овощей — на 5,5 млрд. евро, фруктов — на 2,36 млрд. евро. Много! География экспорта крайне широкая, в пределах ЕС остаётся далеко не всё.
Казалось бы, всё просто замечательно. Ан нет, неугомонные экологи и прочие вредители добились реализации проекта «Агроэкология». Условно говоря, возврата к «истокам». Без современных технологий в плане защиты растений, агрохимии и всего прочего. Не совсем на уровень каменного века, но типа того.
«Цель — преобразовать интенсивное и ресурсоемкое сельское хозяйство, объемы производства которого увеличиваются путем внедрения и использования разнообразных удобрений и пестицидов, в экологически безопасную деятельность без ущерба для глобальной продовольственной безопасности. Для реализации предложенной цели делают ставку на увеличение числа фермерских хозяйств и их всестороннюю поддержку правительственными структурами. Второй важный аспект на пути реализации цели — продвижение произведенной экологически чистой, органической продукции на рынки сбыта. Безусловно, этому также должны способствовать на первоначальном этапе органы власти», — пишет в научной статье «Сельское хозяйство Франции: проблемы и перспективы развития» старший преподаватель кафедры региональной экономики и природопользования ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Каринэ Гаврилова.
За последние 15 лет число этих «экологичных» фермерских хозяйств выросло в пять раз до более чем 53 тысяч, что составляет свыше 20% всех предприятий в данном секторе экономики Франции. Как несложно догадаться, новомодные фермы по большей части сидят на госдотациях, то есть убыточны. А учитывая общее сокращение трудовых ресурсов на селе — это проблема не только у нас! — перспективы вырисовываются самые печальные. Госбюджет не резиновый, а вот желающих его «попилить» всё больше. При общем падении эффективности производства.
Тем не менее, пока хватает, даже более чем. И если переориентировать весь французский продовольственный экспорт на страны ЕС, никакие внешние поставки нужны не будут. К тому же есть ещё Польша, Нидерланды, Испания, Италия и та же Греция. Да, всё будет чуть дороже, но именно что чуть. Продукты в среднем очень недорогие, просто гейропейцы расслабились. Привыкли к хорошему вину по одному-двум евро за бутылку и прочим копеечным радостям жизни, к распродажам в продовольственных магазинах с символическими ценниками.
Частично это было следствием недорогого импорта из России. При этом свою продукцию по субсидитрованным властями программам отправляли на экспорт. И французы, и немцы, и прочие голландцы. На субсидии селу Брюсселем тратится более 60 млрд. евро в год, ничего так копеечка. Иными словами, жили хорошо.
Деньги «пилились» также на всяких ООНовских программах продовольственной помощи. Вот и сейчас глава немецкого МИДа собирается в Мали и Нигер дабы «ознакомиться с ситуацией на месте».
«Миллионам людей грозит голод, по большей степени в странах, которые и так вынуждены бороться с политической нестабильностью, последствия климатического кризиса и другими вызовами», — вещает Анналена Бербок.
Тамтамба Матумба голодает, какая трагедия. Вместо того, чтобы пахать землю в своей благодатной Африке, он пил брагу из бананов и плясал вокруг пальмы. И теперь клянчит продовольствие из Гейропы. Но уже не факт, что получит. Пока в ЕС всё неплохо, однако есть ещё фактор удобрений.
Земли в Старом Свете сильно истощены, и просто так на них ничего не вырастет. А экспорт удобрений из РФ и Белоруссии перекрыли. Точнее, РФ и РБ отказываются их им везти. Своих не хватит, точно. Более того, если таки начнутся перебои с русским же газом, встанут и свои заводы по производству агрохимии.
Данные факторы уже сказываются на ценах в магазинах, несмотря на сегодняшнее изобилие и благополучие, перспективы не самые весёлые. Торгаши в курсе и не теряются. Так что Гейропе вскоре придётся забыть про «попилы» сельхозбюджетов, про всякую «агроэкологию», и сосредоточиться на насущных проблемах. То есть просто выживать. Выживут, тут сомнений нет, народ трудолюбивый, всё вырастят и переработают, да ещё и другим продадут. Дорого.
При этом Матумбу оставят подыхать. Европейцы жестоки, их слова о правах человека являются не более чем… словами. На деле всё иначе. Тут стоит вспомнить, как в годы Второй мировой войны англичане учинили у Индии чудовищный голод, унесший несколько миллионов человек. Неурожая не было, всё зерно тупо выгребли и вывезли. Обеспечили продовольствием метрополию, попутно решив и вторую задачу — по борьбе со сторонниками независимости. Просто всех уморили голодом.