Российские пивовары давно и плотно "сидят" на импортных ингредиентах. На протяжении многих лет это почти никого не смущало, ведь производство того же хмеля требует серьезных затрат и усилий, а американское или немецкое "зеленое золото" в рекламе выглядит гораздо привлекательнее чувашского. Но сегодня очевидная дыра в импортозамещении грозит тем, что отечественные пивовары могут остаться без сырья.

С хмелем в голове
© Уралинформбюро

"Хмелеть" надо было раньше?

"Хмельное сердце" России – Республика Чувашия. Но достижения местных аграриев пока выглядят скромно. По данным министерства сельского хозяйства региона, в 2021 году площадь хмельников составила 107,8 гектара, с них удалось собрать 162,5 тонны хмеля. При этом в 1990 году (при СССР) чувашские хмельники занимали 2,3 тысячи гектаров!

Доля России в мировом производстве хмеля, по данным минсельхоза Чувашии, составляет 0,3%. Миром правят США и страны Европы, на которые приходится более 90% производства культуры. Чтобы закрыть собственные потребности, России необходимо 9-10 тысяч тонн продукта.

"Нам надо из чего-то пиво варить, его надо сварить таким образом, чтобы еще его смогли покупать. Потому что дикие цены, которые возникли на ингредиенты, которые невозможно найти еще вдобавок, приводят к росту стоимости продукта. Я думаю, что многие пивоваренные компании не выдержат этого, если что-то не изменится", – рассказал "Уралинформбюро" председатель Союза пивоваров Южного Урала, директор ООО "Лаборатория живого пива" Илья Ройтенберг.

Глава совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман уже обратился в федеральный Минсельхоз (письмо есть в распоряжении редакции) с просьбой оказать поддержку отечественному хмелеводству. По его словам, на конец марта большинство крупных и средних пивоваренных компаний были обеспечены хмелем на несколько месяцев.

Но в случае длительного отсутствия поставок хмеля из-за рубежа уже до конца года большинство производителей начнут испытывать серьезные проблемы, так как приготовить пиво без хмеля невозможно", – указал он.

Союз предложил министерству законодательно предусмотреть для производителей хмеля государственную поддержку по аналогии с той, что получают производители вина. Также пивовары просят чиновников совместно с аграриями разработать и принять госпрограмму по возрождению хмелеводства, плюс проработать вопрос создания Корпорации развития хмелеводства.

Как отмечает Даниил Бриман, "в сложившихся условиях возрождение российского хмелеводства должно стать одной из ключевых задач, решение которой позволит в перспективе 5-7 лет обеспечить стабильную работу пивоваренной отрасли". По данным союза, отечественный рынок хмеля оценивается в 60-65 миллионов долларов в год.

По словам директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, в России ежегодно выпивают 8 миллиардов литров пива и пивных напитков, а вина – 700-750 миллионов литров.

При этом эксперт считает, что дефицит хмеля стране не грозит. "Свято место пусто не бывает, не производят – начнем производить. У нас что, земли нет? Есть. Значит, будем производить, пока не сможем – все равно найдем на мировом рынке хмель, привезем его. […] Все будет нормально", – отметил он.

Золото или мусор?

Ранее Илья Ройтенберг в разговоре с "Уралинформбюро" отметил, что хмель, который выращивается в Чувашии, "не подойдет ни для чего, кроме, может быть, выпечки какой-то, но не для пива". Слова уральского эксперта вызвали бурю негодования среди жителей республики, которые в социальных сетях бросились защищать свое "зеленое золото", обвиняя пивовара в предвзятости. Но нашлись и те, кто поддержал критика.

"Как-то был об этом разговор с производителями, так они сказали, что нормальный чувашской хмель – это один килограмм на несколько десятков хмельного мусора", – написал один из интернет-пользователей.

С такой оценкой категорически не согласен бывший директор Всероссийского научно-исследовательского проектно-технологического института хмелеводства Анатолий Якимов. По его мнению, чувашский хмель имеет даже некоторое преимущество – в регионе из-за характерных зим происходит гибель значительной части патогенов. В Чехии, Германии и Америке приходится значительно чаще прибегать к использованию химической обработки.

Кроме того, указывает эксперт, основной российский сорт – "Московской ранний" был выведен из украинского сорта, а тот, в свою очередь, из знаменитого чешского хмеля "Жатецкий".

По словам Анатолия Якимова, развитию хмелеводства сейчас мешает несобранность и неразворотливость, "очень много, к сожалению, разговоров, вместо того, чтобы реально делать дело". "Американцы, если в мире будет увеличиваться спрос, могут заложить 500-700 гектаров за один год. Мы раньше в Чувашии закладывали по 400 гектаров в год без проблем", – отмечает он.

Развитие отрасли, очевидно, требует значительных вложений. Председатель совета директоров АО "Чувашхмельпром" Геннадий Горланов в разговоре с "Бизнес online" отметил, что хмель – "это не пшеница, и не капуста, старт дорогой". По его данным, 100 миллионов рублей хватит на 20 гектаров хмельника.

"Без этой суммы делать нечего: уборочное, сушильное оборудование немецкое, чешское и американское. Один гектар – это 4 тысячи саженцев! Без 100 миллионов даже не стоит замахиваться, но через 3-5 лет будете богатыми", – добавил руководитель.

Помимо массового рынка пива, есть еще крафт, который жестко завязан на импорте. И если Илья Ройтенберг говорит "о конце крафтовой революции в России", то, по мнению Вадима Дробиза, продукты все равно вернутся в страну и "ничего страшного, если пижоны и эстеты перейдут на "Жигулевское".

"Крафт – это реклама, высокая цена, эстетика какая-то, пижонство, это пиво заметно, потому что о нем пишут. […] Да, наверное, для крафтового пива нужен сказочный хмель из Чехии, Германии, еще откуда-нибудь, но это 2% пивного производства в России", – отметил он.

Россия не первый год держит курс на импортозамещение, в первую очередь, именно в сельском хозяйстве. Поэтому удивительно, что целая отрасль, которая когда-то была знаковой для страны, даже не заглядывается на советские показатели. Если в будущем, как считает Вадим Дробиз, проблем с зарубежными поставками действительно не будет, то стоит ли ждать, что государство все-таки поставить цель достичь хмельного суверенитета?

Артём ПЕТРОВ