«Мы стали первыми, кто начал это делать» История россиянина, который решил привить миру любовь к русским травам
Когда заходишь на склад чайной фабрики под Казанью, хочется остаться тут, лечь на мешки с божественно пахнущими травами и хорошенько выспаться. Тут же, в соседнем ангаре, находится производство чайных смесей, сублимированных овощных миксов и биологически активных добавок. Все сырье — российское, и даже большая часть оборудования. «Лента.ру» поговорила с одним из создателей фабрики Николаем Афанасьевым и узнала у него, как в стране можно делать деньги из травы и дикоросов, а главное — почему русские травы внезапно стали популярны в Германии, Франции и Арабских Эмиратах.
«Лента.ру»: Делать травяные чаи — как вам пришло такое в голову?
Афанасьев: Я до этого занимался разной деятельностью, и в 2015 году понял, что мое предназначение связано с оздоровлением людей, с фитотерапией, с травничеством. Я получил образование в РУДН по специализации фитотерапия, обучался аюрведе, нутрициологии — у меня много знаний в этом плане. И сегодня наше хобби переросло в компанию, которая занимается не только производством чая с травами, но и растительных экстрактов, фитокофе, фитобальзамов, эликсиров — в общем, продуктов для здоровья.
Но не сразу же компания стала такой, какая она сейчас. Расскажите о ее становлении.
Сначала у нас было 100 квадратных метров и работали два человека. Мы сами стояли у станков, фасовали… Вообще, на тот момент черный чай с травами, ягодами и фруктами на российском рынке практически не был представлен. Мы стали первыми, кто начал это делать. До нас были просто травяные чаи с лекарственными травами, всевозможные травяные сборы и так далее. Только разве что бабушки собирали лист смородины и ягоды со своего огорода. В коммерческом масштабе такого не было.
Мы придумали эту бизнес-идею, запаковали ее и начали предлагать сначала на местном рынке Республики Татарстан, в Казани. Делали сувенирные продукты. Мой партнер Рамиль Яруллин ходили по улице Баумана и предлагал их сувенирным лавкам.
Потом мы зашли в местную сеть — в Казани у них 19 магазинов — и начали продавать свою продукцию там. Потом потихонечку, мелкими шагами расширялись.
Идея смешивать черный чай с травами вам в голову пришла или где-то подсмотрели?
Повторюсь: на тот момент таких купажей не было. Хотя в Германии, кстати, активно употребляют черный чай с травами, фруктами и ароматизаторами — он составляет 70 процентов от всего рынка чая.
Наше отличие, в частности, от немцев — это отсутствие искусственных вкусовых и ароматических добавок. Мы используем просто траву и ягоды, в некоторых рецептурах — эфирные масла. Ну и, конечно, черный чай, где-то — зеленый.
Просто заставлять людей траву пить не получится. Нужно, чтобы поколение сменилось, чтобы они приучились к чисто травяному чаю.
Честно говоря, не помню, откуда взялась сама идея, но по-моему она была изначально моя. Меня к этому всему тянуло, с детства: травы, чаи… Душица, чабрец, лаванда, шалфей, мята, мелисса — все травы, которые меняют профиль вкуса черного чая. Если положить, скажем, иван-чай в зеленом виде, то он не особо меняет вкус чая. А если положить те травы, которые меняют, то вкус изменится существенно. Так как у меня был многолетний опыт, я мог эти купажи быстро собирать. Мне не нужно было сидеть днями или неделями. Как говорится, искусный повар высокой квалификации: накидал рецептуру — и все получилось.
В самом начале своего бизнеса вы где сырье брали?
Крым, Адыгея, Алтай… Вообще, изначально брали с Алтая. Но Алтай потом начал продавать сырье на экспорт, и цены у них стали гораздо выше, чем у сырья из Крыма, Краснодарского края, Татарстана. Дальше мы делали закупки у московских трейдеров, которые покупали сырье напрямую у заготовителей.
Потом самим приходилось закупать сырье напрямую. Открыли свой заготовительный кооператив, куда на сегодняшний день входят 150 заготовителей со всей России. Кто-то дикоросы собирает, кто-то культивирует. Допустим, в Крыму у нас есть ряд фермеров, культивирующих самостоятельно травы — мелиссу, шалфей и так далее.
Мы начали создавать эту индустрию, поднимать с нуля. В 90-е года она деградировала, а мы в своей компании начали поднимать эту отрасль. На сегодняшний день тысячи, а может, и десятки тысяч фермеров, их семей и сельского населения получают определенный дополнительный доход за счет того, что мы даем им возможность собирать эти лекарственные травы и продавать их нам. Объем — порядка 500 тонн. Чтобы вы понимали, это 100 фур, потому что в фуру входит около пяти тонн лекарственных трав.
А как вам приходят идеи купажей?
Вообще, разработкой всех до единого продуктов занимаюсь я лично. Единственное, чем мне помогают в службе технологов, — когда я пишу рецептуру, они идут и делают ее. Потом приносят мне — я говорю: ага! Добавьте то, добавьте это, откорректируйте то. Они корректируют и уже потом поддерживают качество продукта.
Допустим, линейка десертных чаев. Там используются натуральные ингредиенты. Например, чай «Венский десерт» имеет вкус печенья, который достигается за счет жареной гречки. Или, допустим, «Штрудель» имеет вкус жмыха жареного яблока и корицы. В комплексе это дает вкус яблочного штруделя.
У вас есть коллекция чаев на разное время суток: «Бодрое утро», «Спокойная ночь» и так далее. Они действительно производят такой эффект, или это просто маркетинг?
В «Добром утре» у нас содержится рододендрон Адамса, трава Саган-Дайля, которая произрастает в предгорьях Тибета, в Саянской долине, на высоте 3000 метров, на берегах озера Байкал. Она является сильным адаптогеном. Достаточно одного побега, маленького листочка, 50 миллиграммов, чтобы изменить вкус чайного напитка или придать ему какие-то свойства.
Что такое адаптоген?
Адаптоген — это то, что оказывает стресс-лимитирующее воздействие на организм, снимает стресс. Если человек в возбужденном состоянии — он его уравновешивает. Если человек находится в подавленном состоянии — он, наоборот, бодрит, дает силы. А когда есть сила, энергия — и радость приходит, и вдохновение есть, и желание достигать каких-то результатов.
Что касается чая «Добрый вечер», то для него рецептура подобрана таким образом, что она, наоборот, успокаивает человека. Все городское население находится в состоянии постоянного стресса — шумы посторонние, режим постоянного выживания, постоянно приходится сталкиваться с какими-то вызовами. И в течение трудового дня человек достаточно сильно устает.
Когда он заваривает этот чай, то гармонизируется, потому что туда мы добавляем смородиновый лист. В смородиновом листе содержатся определенные фитогормоны. В Белоруссии на основе него производится лекарственный препарат, используемый как замена кортикостероидов, — это антидепрессант.
В «Добром вечере» содержится и лаванда, роза, которые восстанавливают организм, успокаивают после трудового дня. Есть тут и шалфей, чабрец, которые оказывают противобактериальное, противовирусное, противовоспалительное действие на организм, снижает бактериальную нагрузку. Идет улучшение желчеотделения — переваривается пища хорошо. В результате желудок, и кишечник работает ночью мягко, не бурлит, не находится в тонусе. А ведь живот — это наша вторая голова. В результате человек хорошо спит. Сон глубокий — вырабатывается мелатонин, как говорят, гормон счастья, омоложения.
Какое оборудование используете на линиях? Ведь понятно, что если западное, то сейчас могут быть проблемы с доставкой запчастей.
Разное. Оборудование по производству пирамидок, по фасовке весовых чаев — российское. Вибросита — устройства, разделяющее сырье на фракции — у нас собственного производства. Измельчители — что-то российское, что-то собственного производства, что-то китайского. Оборудование по фасовке чая в фильтр-пакетики — итальянского производства. Оборудование по фасовке кофе — тоже российского производства, все в Казани находится. Целлофанаторы — все казанское.
Знаю, что вы пытались наладить поставки на экспорт, продавали свою продукцию на зарубежных площадках. Что теперь со всем этим будет?
Немецкий Amazon не прекратил поставки российских продуктов — мы как отгружали продукцию в Германию, так и отгружаем. Во Францию отгружали — сейчас пока поставок нет; в Арабские Эмираты также запрашивают наши продукты, и проблем в сложившейся ситуации не видят. Единственное, с чем у нас сейчас сложности, — это с цепочками поставок на азиатский и ближневосточный рынок. Там пока они нарушены, придется везти через Турцию.
Это будет дороже, но в связи с курсом доллара наш продукт достаточно конкурентоспособный, даже с учетом того, что мы его будем везти, как говорится, караванами.