Осколки и красные тюльпаны

Коридорами, открытыми российскими военными для эвакуации мирных жителей с мариупольского завода "Азовсталь", так никто и не воспользовался. Командование националистических формирований и ВСУ отказались выпускать мирных жителей.

Осколки и красные тюльпаны
© Российская Газета

Люди попали в подземные укрытия огромного комбината разными путями - одни скрывались от обстрелов, других переместили туда солдаты ВСУ, которым потребовались квартиры и дома для оборудования боевых позиций.

"Предлоги для невыполнения с трудом достигнутых договоренностей по спасению горожан из катакомб завода "Азовсталь" становятся все более нелепыми. Например, 22 апреля выход по гуманитарному коридору сорвался из-за... прессы. Боевики ВСУ по радиоканалам заявили, что не хотят столь пристального внимания прессы, и потребовали убрать "журов" из зоны выхода. Что ж, их требование учли, но и 25 апреля по коридору никто не вышел. В следующий раз они, наверное, потребуют выкосить тюльпаны, ими усыпаны все дворы и газоны, может, их красный цвет пугает", - рассказал представитель Народной милиции ДНР.

В этот день мы как раз находились на выходе из гуманитарного коридора. Теперь ясно, почему бойцы блокирующих отрядов Росгвардии и военной комендатуры развернули и отправили в другой район города.

Там уже потихоньку восстанавливается обычная жизнь. Люди самостоятельно разбирают завалы, убирают мусор и территорию вокруг своих домов. Многоэтажки с зияющими отверстия от мин и снарядов, с закопченными стенами - увы, не редкость. Мрачную картину сожженного города размывает весна - зеленая листва и уже упомянутые тюльпаны словно ретушируют следы жестоких боев.

Возле десятиэтажного дома N60 на бульваре Морском - женщина с пожилым мужчиной окапывают клумбу, вырывают сорняки и траву. Другая женщина метет тротуар перед подъездом - крошево из битого стекла, камней и железных осколков отправляются в воронку. Знакомимся.

- По разнарядке работаете? По поручению мэрии занялись озеленением? - спрашиваю я.

- Нет - это наша инициатива. Чего в квартире сидеть и ждать у моря погоды. Да, два месяца было страшно, да, были прилеты (показывает на огромную воронку), шли перестрелки, да были убитые (показывает на братскую могилу во дворе), но надо самим менять жизнь к лучшему. Если сидеть и горевать, то ничего не выйдет. Слезами делу не поможешь. Сегодня вскопаем клумбы, завтра - побелим бордюры и деревья, приготовимся к празднику, - говорит Елена Гончарова.

Ее позицию разделяют и 20 других обитателей подъезда. Жизнь в охваченном боями городе сплотила их - люди сообща ходят за водой к Азовскому морю и также вместе за гуманитарной помощью, добывают дрова и готовят на костре пищу.

Бывший мастер прокатного цеха завода "Азовсталь" Иван Никифоров из шашлычного мангала соорудил печь для приготовления пищи, а из древней газовой плиты - духовой шкаф. Там на Пасху выпекали праздничные куличи. Только повара знают, сколько умения и труда надо приложить, чтобы испечь в таких условиях сдобу. Причем мариупольский кулич вышел не хуже, чем у кондитеров в кафе, - с цукатами и изюмом. Я попробовал - вкус изумительный, только дымком от костра пахнет.

В трудные дни каждый человек ищет различные способы, чтобы пережить стресс, остаться полезными. Некоторые, как Елена Гончарова, стремятся занять себя полезным для общества делом, а другие готовы помогать ближним, в том числе и братьям нашим меньшим - животным.

Бывший преподаватель ПТУ по электросварке Елена Мудрова заботится о шести оставленных в спешке эвакуации котах и кошках.

- Это домашние животные, и без присмотра человека им будет тяжело выжить на улице. Если коты уйдут, то на их место в подвалы придут крысы и мыши, а это уже угроза эпидемии, - говорит женщина.

Впрочем, ее прагматичная позиция - это скорее желание скрыть природную доброту. По словам соседей, а многие живут в доме с момента его постройки в 1974 году, Елена Мудрова всегда заботилась о животных и не просто подкармливала, как часто делают сердобольные бабушки у подъездов, но и лечила их. Заботиться о котах ей помогает волонтер Сергей - он получил пропуск в комендатуре и может свободно перемещаться по городу. У других "кошатников" он берет корма, доставленные такими же добровольными помощниками из России.

Впрочем, и защитница животных, как она призналась, тоже нуждается в помощи.

- У нас отключено электричество, и сотовые телефоны не работают. Выйти за пределы района без пропуска из комендатуры нельзя. Хотя и встала на очередь, но людей очень много - тысячи. А как подать весточку дочери в Санкт-Петербург? Анастасия там, наверное, с ума сходит, - признается Елена Мудрова.

Дозвониться по указанному питерскому телефону удалось только из Донецка. Трубку подняла, судя по голосу, совсем юная девушка.

- Мама отправила меня в Россию сразу после окончания школы в 2015 году. Через три года получила российский паспорт, устроилась на работу в свадебный салон. Вышла замуж, родила сына, а мама, мамочка... - голос девушки сбивается на плач, - осталась там. Уговаривала, уговаривала ее уехать, но не получилось. Передайте ей, что мы очень любим ее и готовы приехать, как только разрешат въезд, - будем вместе Мариуполь восстанавливать, - говорит Анастасия.

Николай Грищенко, Владимир Аносов (фото), Российская газета, Мариуполь