OBI, Valio, Zara: удачные и не очень попытки работать в России

Один из московских гипермаркетов OBI должен открыться в среду, 27 апреля, сообщили в пресс-службе ретейлера. Речь о магазине на Ходынке. До конца майских праздников планируется открытие и других гипермаркетов. Немецкая сеть приостановила работу в России в марте. Затем появились сообщения о смене владельца. Кроме того, свои российские активы продает финская Valio и заодно передает права на один из своих брендов.

OBI, Valio, Zara: удачные и не очень попытки работать в России
© BFM.RU

Вечером 26 апреля сайт сети гипермаркетов OBI по-прежнему не работал — лишь два предложения на главной странице о том, что по техническим причинам все магазины закрыты, и рекомендация следить за актуальными сообщениями на все том же официальном сайте. В то же время на лентах новостей появилось сообщение от пресс-службы. Видимо, имеется в виду российское подразделение. С 27 апреля открывается гипермаркет на Ходынском поле в Москве. А до конца майских праздников планируется запуск всех магазинов OBI — всего их 27 в стране. Ранее были сообщения, что головная немецкая компания продала свои российские активы. Правда, имя нового владельца так и не назвали. Вот что Business FM заявил юрист, сопровождающий сделку, управляющий партнер юридического бюро «Пропозитум» Дмитрий Галанцев:

Дмитрий Галанцев юрист, управляющий партнер юридического бюро «Пропозитум» «Да, действительно, открывается первый магазин в торговом центре «Авиапарк». До конца майских праздников мы планируем открыть все 27 магазинов группы OBI в Российской Федерации. Что касается сделки, на данный момент документы, которые будут переданы в ФАС, прошли первичную верификацию. Мы будем ждать согласования указанной сделки. После этого будут подписаны соответствующие документы у нотариуса, все изменения появятся в реестре. После этого именование российского инвестора станет публичным и общедоступным. Из того, что могу прокомментировать, это все».

Таким образом, OBI — это первый кейс, когда иностранная компания приостановила деятельность в России, закрыла здесь свои предприятия, а теперь снова открывается, пусть и, по имеющейся информации, после смены собственника. Заодно сменился владелец у российского бизнеса финской Valio. Правда, производство не останавливалось. У компании есть своя фабрика в Подмосковье, где выпускают плавленый сыр Viola и сыр Oltermanni. При этом в сделку входят права на бренд Viola, то есть сыр не только останется на прилавках, но и сохранит свое имя. Новым владельцем станет производитель колбас и сосисок «Велком». Россия для Valio — это 5% от общих продаж, миллиарды рублей выручки. И компания явно не планировала уходить, отмечает эксперт молочного рынка, генеральный директор Petrova Five Consulting Марина Петрова:

Марина Петрова эксперт молочного рынка, генеральный директор Petrova Five Consulting «Безусловно, для Valio это вынужденный шаг. Потому что Valio — это та компания, которая работала еще в Советском Союзе. И бренд Viola — это один из самых известных брендов плавленого сыра. Бренд Oltermanni применительно к полутвердым сырам — это известный, любимый россиянами бренд. После введения эмбарго Valio несколько утратила свои позиции на рынке, но в течение двух лет она их вернула. И конечно, если бы не сложившаяся ситуация, Valio ни в коем случае бы не продала российский бизнес».

Во вторник, 26 апреля, могло быть на одну хорошую новость больше. Журналисты обратили внимание, что на сайте сети магазинов одежды Zara в разделе «Расписание работы магазинов» указано, что они будут открыты уже 30 апреля и далее будут работать на майских праздниках. И в это можно было легко поверить, учитывая, что в испанской компании Inditex, которая владеет Zara и другими известными сетями, недавно говорили, что хотели бы вернуться в Россию как только это станет возможным. Но этого пока не случилось, в компании опровергли открытие магазинов и объяснили все техническим сбоем на сайте. Сотрудникам пока не сообщали о возможном открытии, рассказывает продавец-консультант одного из московских магазинов Zara Вероника:

«Мы, как и все, сейчас находимся в ожидании, но, к сожалению, никакой информации по открытию до сих пор не поступало. Зарплату нам так же платят, сказали, что как только появится хоть какая-то информация по открытию, сразу же нас об этом оповестят. А пока мы сидим и ждем».

Один из главных моментов — это не только продажа активов в России. У кого-то здесь фабрики, а кто-то просто арендовал помещения: первым сложнее, вторым проще. Но нужно решать важнейший момент с передачей бренда или же в случае отказа давать новые имена магазинам — вместо тех, к которым потребители давно привыкли. Если сыр Viola сохранит название, продукцию под маркой Valio будут продавать, пока не закончится упаковка и не истечет срок годности. Так что со знаменитым маслом Valio покупателям, видимо, скоро придется попрощаться. Или же это будет масло под другим именем — точно так же, как и OBI. Первое время, как сообщила пресс-служба, магазины будут работать под старым брендом, а потом перейдут на новую торговую марку. В сети уже гадают, под какую. Один из ожидаемых вариантов — OBI-2. Или «OBI две», кому как больше нравится.