Экспорт белорусской газировки в Россию вырос на 50%

Coca-Cola собралась на выход Гендиректор Coca-Cola Джеймс Квинси заявил о возможном окончательном уходе компании из России в случае затягивания военной спецоперации на Украине. Мировой гигант в производстве газированной воды не стал отказываться от продаж в России, из-за чего столкнулся с критикой в свой адрес. И не исключено, что в недалеком будущем с российских прилавков могут исчезнуть "Спрайт", "Фанта" и другие напитки. В России еще задолго до западных санкций производство бюджетных аналогов "Кока-Колы" наладили целый ряд компаний. Среди них - фирма "Аква-Вита", выпускающая в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке газировку под названием "Чудо Чудное" (которая похожа на Fanta), и компания "Славда", чья Cola Grinks постепенно заполняет полки приморских супермаркетов. Планы по наращиванию доли на российском рынке газировки уже давно реализует и Минский завод безалкогольных напитков (МЗБН). Экспорт брендов "Росинки", "Фан-Фана" и других аналогов американской газировки только за последние пару месяцев увеличился на десятки процентов, рассказал в беседе с "Газетой.Ru" начальник отдела экспорта МЗБН Михаил Синиченков. "Наш завод резко нарастил экспорт белорусской газированной воды в Россию. С конца февраля рост продаж составил 50%. Наши продукты гораздо качественнее российских клонов "Кока-Колы" или "Фанты", но здесь уже вопрос предпочтения. Обмануть россиян яркой этикеткой - точно не наш путь", - подчеркнул Синиченков. Он добавил, что МЗБН уже давно поставляет свою продукцию на российский рынок, за последние годы белорусскому заводу удалось расширить географию поставок - теперь она охватывает почти всю Россию. "Здесь больше вопрос логистики - далеко возить напитки не очень выгодно. Для нас оптимальным транспортным плечом всегда были Центр и Северо-Запад России. Однако с недавнего времени мы расширили географию вплоть до Дальнего Востока. Там особым спросом у наших клиентов пользуются натуральные продукты - морсы, березовый сок. Конкуренция - абсолютно нормальное явление, мы готовы к борьбе как с российскими, так и зарубежными производителями газировки", - заключил Синиченков. Качество ничем не хуже Качество напитка "Чудо Чудное", который похож на "Фанту", сопоставимо с мировыми брендами газированной воды. Основа российского аналога также делается из сахарного сиропа с натуральной ароматикой, однако в ассортименте есть и низкокалорийная газировка с использованием различных подсластителей, рассказала "Газете.Ru" главный технолог компании "Аква-Вита" Светлана Родзевич. "По вкусу наше "Чудо Чудное" ничем не хуже той же "Фанты". Главная проблема - у нас нет таких больших средств на раскрутку и рекламу, как у Coca-Cola. Лет пять-шесть назад "Кола" запустила в России напитки с различными вкусами - лимон, вишня и другие. "Аква-Вита" за два года до этого уже выпускала вишневую колу. Но за счет массированной рекламы по центральному телевидению американского бренда наши продажи тоже выросли. Россияне брали то, что дешевле", - подчеркнула Родзевич. По цене российские аналоги существенно бюджетнее продукции американской компании. В "Сбермаркете", например, можно приобрести 1,5 литра газировки "Чудо Чудное" за 57,99 руб. - примерно столько же (59 руб.) в "Яндекс.Лавке" стоит 0,5 литра "Фанты" c учетом 30% скидки. Схожая история и с ценниками на продукцию МЗБН. Пол-литра "Фан-Фана" и "Росинки" стоят 50 руб., литр этих напитков обойдется россиянам в 82 руб. В МЗБН отметили, что используют для приготовления своих брендов натуральный сахар и чистую питьевую белорусскую воду из собственных артезианских скважин, а также добавляют высококачественные европейские ароматические ингредиенты. "Оба мировых бренда - и "Пепси", и "Кока-Кола" - начинали свое производство в Беларуси именно на нашем предприятии. В рамках кооперации МЗБН был почти полностью модернизирован. Мы получили опыт, изучили технологии и контроль качества передовых производств напитков. Все это стало базой для дальнейшей разработки и выпуска собственной линейки напитков: "Бела-Кола", "Росинка", "Фан-Фан", - заявила директор по маркетингу МЗБН Елена Желтенко. Монополия Coca-Cola Родзевич из "Аква-Виты" отметила, что с оптимизмом смотрит на возможный уход "Кока-Колы" из России. Американский гигант ранее уже неоднократно вставлял палки в колеса региональным игрокам газированного рынка. "Мы уже пытались и будем стараться в дальнейшем выйти за рамки Сибири и Дальнего Востока. Но для того, чтобы продажи были высокими, нужно выходить на крупные федеральные торговые сети вроде "Ашана" или "Ленты". Но попасть и договориться с ними - очень длительный и непростой процесс. Цена места на полке у них зашкаливает. У "Колы" есть для этого миллионы рублей, у нас таких средств нет", - отметила она. До попыток выйти на рынок Центральной России "Аква-Вита" продолжительное время сотрудничала с региональными площадками вроде "Пятерочки" и "Подорожника". С последним произошла показательная история при непосредственном участии Coca-Cola, добавила Родзевич. "Мы десятки лет сотрудничали с "Подорожником". Но не так давно "Кола" без особых проблем зашла на эту площадку, поставив в универсамы свои холодильники. В итоге в "Подорожнике" нашу колу убрали. Монополия Coca-Cola на российском рынке чувствуется очень сильно", - заключила она. Чем может ответить Coca-Cola Даже если американская компания окончательно уйдет с российского рынка, это не помешает ей обратиться в суд по защите авторских и патентных прав на дизайн и производство всемирно известных газированных напитков. Однако вряд ли стоит ожидать судебного обращения от гиганта газировки в ближайшие месяцы, подчеркнул независимый маркетолог Максим Пучков. "У Coca-Cola есть все авторские права - от формы бутылки и фирменного шрифта до расположения элементов дизайна на этикетке. Все они давно зарегистрированы. Российские и белорусские бренды газированной воды, по сути, являются товарами категории Me-Too (не имеет отношения к одноименному движению против домогательств). В маркетинге подобными термином называют визуально похожие товары, но в точности не повторяющие свойства оригинала. Исковые заявления в этом случае - вполне логичная мера конкурентной борьбы", - отметил он. The Coca-Cola Company уже более века работает на американском рынке безалкогольных напитков, где ежегодно выпускается до ста новых напитков. Гигант неоднократно уничтожал конкурентов с помощью исков против своих подражателей. То же самое компания может провернуть и на российском рынке, считает Пучков. "Сейчас американцы заняли выжидательную позицию. К настоящему времени ответчик возместил бы "Коле" условные 10-100 тыс. рублей, так как физически не успел к этому времени продать большое количество газированной воды со схожими вкусами и этикетками. После этого ваш клон слегка изменит обертку, подсластит аромат, но все равно продолжит выпускать похожую продукцию. Но через 6-12 месяцев вы уже можете предъявить конкуренту иск на 10 млн рублей", - отметил маркетолог. Кроме того, на время судебного разбирательства арбитраж может обязать ответчика приостановить бизнес. В случае успеха в суде Coca-Cola может убить сразу двух зайцев - уберет с рынка напиток-клон и отнимет у конкурента большую часть производственных и финансовых ресурсов, заключил Пучков.

Экспорт белорусской газировки в Россию вырос на 50%
© Газета.Ru