Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеру

В Мастерской Петра Фоменко прошла премьера спектакля «Опасные связи».

Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеру
© BFM.RU

Это тот спектакль, на который нельзя идти, не поужинав. В программках — изображения фруктов, в том числе напоминающих по форме некоторые части женского тела. Вместо традиционного распределения ролей — «основные блюда»: например, Полина Кутепова — «аппетайзеры» и «десерт». Режиссера Егора Перегудова тут называют шеф-поваром.

Но больше всего впечатляет огромный длинный стол на сцене, заставленный роскошными блюдами и изысканной посудой будто бы с полотен XVIII века. Устрицы, лобстеры, экзотические фрукты, окорочка, пироги. Что-то съедается по ходу действия.

За атмосферу грандиозного пира отвечает известный театральный художник Владимир Арефьев:

Владимир Арефьев театральный художник «XVIII век — я его как художник, конечно, в большей степени воспринимаю через картины. Эта пресыщенность, эта тема бесконечного искушения в живописи очень четко работала. Можно вспомнить художника Ватто, Фрагонар, Буше. Мы подумали, что есть такой жанр натюрморт, и есть разные направления натюрморта — например, чувственный. И в этом чувственном натюрморте есть огромное количество ассоциаций и желаний, и мы попробовали себе удовольствие такое сделать и построили пространство, основой которого является длинный-длинный стол, весь собранный из тех фрагментов натюрмортов художников XVII-XVIII веков, которые я так или иначе рассматривал, отбирал, выбирал, компоновал. В основе каждого фрагмента этого длинного натюрморта есть фрагмент реального натюрморта в картине замечательных художников, и не только Франции, но и Голландии, Германии. Мы подумали — не столь важно, потому что время было одно, и оно так или иначе общалось при помощи искусства».

Продолжительность «дегустации» — три часа с одним антрактом. Страсти за столом, конечно, нешуточные, все-таки «Опасные связи» известен как шокирующе-откровенный роман, но здесь все сделано очень образно и не пошло. Правда, на мой взгляд, спектакль можно было бы смело сократить на час. Уж слишком «увязли» герои в «пожирании» друг друга. Режиссер Егор Перегудов, с недавних пор худрук Театра имени Маяковского, прочитал книгу не так давно и подумал: если есть в Москве театр, которому этот материал подойдет, то это Мастерская Петра Фоменко:

Егор Перегудов режиссер «Мне кажется, нет более актуального произведения, что касается вопросов так называемой новой этики, которая сейчас очень оживленно обсуждается. Взаимоотношения полов: что такое мужчина, что такое женщина, что такое вообще мужской и женский пол. Вопросы самосознания женщины, феминизма, харассмента — все это было во времена Шодерло де Лакло, было обличено в какие-то другие формы. Все это вызывало дикий интерес, то есть это такой бестселлер, который запрещался, переиздавался, прятался. Мне очень нравится предисловие, которое там есть. Это же собрание писем. Шодерло пишет, что лучшее время, когда нужен этот роман, — заботливая мать должна дать дочери в день замужества, потому что ей предстоит узнать все, что происходит между мужчиной и женщиной. И вот это такое пособие по всем видам и типам отношений».

В старом здании Мастерской Фоменко специально для этого спектакля поменяли конфигурацию зала. Сцена — вдоль стены. Получилось отчасти элитарное зрелище. Всего два ряда для 70 зрителей. Зато чувствуются запахи и хорошо видны все текстуры.