ТАСС, 1 июля. Получение сертификата речного регистра ограничивает поставщиков российского оборудования для речных судов. Изготовление единичных изделий многократно увеличивает их стоимость, сообщила директор по экономике и финансам АО "НИПТБ "Онега" Елена Новикова в четверг на площадке V Международного форума "Судостроение в Арктике".
"Оборудования для речных судов на рынке могло бы быть гораздо больше, но поставщиков очень сильно ограничивает поучение сертификата речного регистра. Потому что этот сертификат необходимо не только получить, но в дальнейшем ежегодно поддерживать, проходить сертификацию, это очень затратно. А объем серийный общепромышленного оборудования пока что пассажирское речное судостроение себе позволить не может. Потому что, если для речного судостроения объем в 10 судов - это достаточно хорошая партия, то, если мы говорим про поставщиков общепромышленного оборудования, для них 10 единиц продукции, можно сказать, практически розничный уровень", - сказала Новикова.
По ее словам, некоторые производители, к которым обращалась компания, готовы были внести изменения, так как речной регистр требует особого подхода, технологий и материалов, в серийную продукцию и выпустить единичные изделия, но экономически это получалась достаточно дорогая поставка. В качестве примера Новикова привела речное судно "Соталия", которое на 90% состоит из отечественных комплектующих, однако дизель-генератор - импортный. Когда рассматривался возможный пул поставщиков, то стоимость изделия у согласившегося предприятия возросла в 4 раза по сравнению с импортным аналогом. В качестве возможного выхода из ситуации Новикова обозначила централизованное управление процессом и создание специализированного центра компетенций, куда должны входить профессиональные судостроители.
Разработка конструкторской документации
Еще одна тема, озвученная на форуме, была посвящена разработке конструкторской документации. По словам директора Института судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуз), филиала САФУ в городе Северодвинске, Марка Ивлева, эта задача будет иметь в ближайшие годы исключительную актуальность.
"В ближайшие годы будет иметь исключительную актуальность задача разработки конструкторской и технологической документации на выпуск изделий машиностроения для ремонта и обслуживания оборудования зарубежного производства, выпуска собственной импортозамещающей продукции ранее не выпускающейся и реконструкция существующих, а также организации новых производств", - сказал он.
По словам Ивлева, для решения этих задач необходимо готовить кадры, которые будут готовы работать в области создания современных производств.
"Необходимо продолжать развивать центры коллективного пользования. <...> Образовательные учреждения должны критически пересмотреть образовательные программы с целью внедрения в практику современных методик расчета <...> Неплохо было бы определенный пул предприятий в виде банка данных создать для судостроения и машиностроения", - сказал он.
V Международный форум "Судостроение в Арктике" проходит с 28 по 30 июня в Архангельске. Его участники обсуждают стратегические планы по обновлению и модернизации коммерческого и специализированного флота в Арктике, государственную поддержку судостроительных, судоходных и промысловых предприятий, задачи по диверсификации, импортозамещению и поддержке экспорта российских производителей в судостроительной промышленности и смежных сферах.