Войти в почту

Алексей Майоров: Маркировка экопродуктов положит конец маркетинговым уловкам

Глава палаты регионов Валентина Матвиенко призвала упорядочить использование маркировок «био» и «эко» на продуктах питания. Почему в рекламе продовольственных товаров упор все чаще делается на их экологичность, всегда ли такие указания соответствуют действительности и какие меры необходимы, чтобы навести порядок в маркировке продуктов? Об этом в интервью «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

Алексей Майоров: Маркировка экопродуктов положит конец маркетинговым уловкам
© Парламентская газета

- Алексей Петрович, 28 июня вы и еще ряд сенаторов внесли в Госдуму законопроект, который направлен на упорядочение маркировки экологических продуктов. Насколько серьезна эта проблема?

- Сегодня в мире интерес потребителей к экологически чистым продуктам очень высок. Такие продукты (их называют органическими), изготавливаются по особым технологиям и как следствие стоят дорого. Если, например, речь идет о птицефабрике, производящей экопродукты, то у кур-несушек должны быть индивидуальные вольеры определенной площади. Если площадь меньше, то продукция уже не может называться органической. Поэтому потребителю, который приобретает такие продукты, нужны гарантии, что он действительно покупает стопроцентно экологически чистый продукт. И большинство зарубежных органических брендов ― это стопроцентная гарантия экологической чистоты и стопроцентная защита от всевозможных подделок.

В нашей стране также все больше населения стремится питаться экологически чистыми продуктами. При этом культура их продажи пока отсутствует. Поэтому любой производитель может налепить на упаковку слова «био» или «эко», и этого достаточно, чтобы его продукция считалась экологически чистой. По оценкам экспертов, более 90 процентов продукции, которая позиционируется как «органик», «эко», «био», на деле не соответствует заявленным характеристикам. Проблема заключается в том, что такая маркировка не просто маркетинговый ход, как считают некоторые, а прямой обман потребителя. Кроме того, происходит дискредитация добросовестных производителей, которые производят экологичную продукцию в соответствии со строгими правилами.

- Но ведь закон об органической продукции как раз и призван защитить потребителей?

- Безусловно. Согласно принятому в 2018 году закону, каждый производитель органики должен пройти сертификацию, после чего его заносят в единый государственный реестр производителей органической продукции. Нахождение в реестре дает право использовать национальный знак органической продукции. Это белый лист на зеленом фоне с надписью «Органик» на кириллице и латинице. Но наравне с этим в законодательстве ничего не говорится о том, когда и кому можно использовать маркировку «эко» и «био». Это и создает двусмысленность, на которую обратила внимание спикер палаты Валентина Матвиенко, призвав установить единую маркировку.

- Получается, ваши поправки в законодательство в первую очередь касаются терминов. Неужели слова на упаковке играют такую важную роль?

- Дело в том, что для нашей страны новым является не только сама продуктовая линейка экологически чистых продуктов, но и терминология их обозначения. Термин «органическая продукция» широко распространен за рубежом, но у нас он появился совсем недавно и большинству потребителей ни о чем не говорит. Для покупателя гораздо привычнее обозначение «эко» или «био». И такие обозначения мы повсеместно встречаем на упаковках самых разных продуктов питания. Чтобы поставить заслон на пути таких маркетинговых уловок, мы в законопроекте предлагаем использовать слова «эко» и «био» только для продукции тех производителей, которые занесены в государственный реестр органической продукции. В других случаях использование таких обозначений будет незаконным. Таким образом потребителю не составит труда отличить подлинную органическую продукцию, а псевдоэкологических товаров станет намного меньше.

- Биойогуртов мы больше не увидим?

- Это зависит от того, какой путь выберут их производители. Если они уверены в качестве своего товара, им предстоит пройти сертификацию, и тогда обозначение сохранится. К нему также можно будет добавить знак органической продукции. А если нет, то торговля просто перестанет принимать продукцию с незаконной маркировкой.

- А как быть добросовестным производителям, продукция которых достаточно экологична, но по критериям недотягивает до органической?

- Для этого сегмента продуктов принят закон о «зеленой» продукции. «Зеленый» продукт отличается от органического тем, что при его производстве возможно использование ингредиентов не только природного происхождения. Например, красители, ароматизаторы и т.д. Вероятно, все нынешние «эко»- и «био»-продукты перейдут в этот разряд, но при этом маркировка на упаковке будет другой. Знак, обозначающий «зеленый продукт», еще предстоит разработать. При этом следует помнить, что цель нашего законопроекта не запрет на употребление тех или иных слов, а предоставление возможности потребителю получить точную информацию о качестве приобретаемого продукта.