Правда о магии вуду, ее черных жрецах и о восставших из могил мертвецах
Мычащие зомби, восставшие из могил, чтобы по воле колдуна творить зло. Куклы, истыканные иглами, каждая из которых причиняет невыносимую боль человеку, находящемуся за тысячи километров. Младенцы, которых приносят в жертву в ходе магических ритуалов на мрачных празднествах… Скажем сразу – ничего подобного
в данной магии нет! Эта культура окружена множеством мифов, которые, не в последней степени, созданы киноиндустрией. Что же на самом деле она из себя представляет?
Обычно о вуду говорят как о чём-то едином и цельном. На самом деле это совершенно не так. Никакой единой системы верований, общих канонов и ритуалов не существует. Да и географический разброс слишком велик. Вудуисты в Западной Африке исполняют обряды несколько иначе, чем их собратья на Гаити, а религия Нового Орлеана или луизианское вуду – совсем отдельная тема. Но и этого мало: последователи религии есть в Бразилии, на Кубе, в Доминиканской Республике – и их верования также не похожи друг на друга.
Прародиной культа был Африканский континент. Впервые эти странные и мрачные верования появились где-то в тех местах, где сейчас расположено государство Бенин – Западная Африка. И стали быстро распространяться вглубь материка. А мировое «признание» вудуизм получил с возникновением трансатлантической работорговли. В XVI—XIX веках коренное население Африки массово вывозили на плантации обеих Америк.
Местные царьки частенько сами продавали своих подданных работорговцам за бесценок – порой буквально за пригоршню бус. После этого, обычно, начиналась жестокая облава в тех селениях, которые были отданы на разграбление торговцам «живым товаром». Тех африканцев, кто не был убит в процессе сопротивления или не сумел скрыться в джунглях, запихивали в сырой трюм. Там, в темноте, буквально лёжа в несколько ярусов друг на друге, люди плыли в «новую жизнь». Разумеется, смертность в таких плаваниях была огромная. Впрочем, те, кто все-таки дожил до Нового Света, частенько завидовали своим погибшим товарищам, ибо жестокость плантаторов не знала границ. И магия вуду, завезенная с Чёрного континента, часто была единственной отдушиной для несчастных.
Разумеется, это чисто устная религия – африканские рабы говорили на разных диалектах и не знали письменности. И это стало традицией: у последователей культа нет ничего похожего на «священное писание», нет свода правил, который бы предписывал верующим, как жить и какие проводить ритуалы. На каждой из территорий, куда попадали рабы, сформировалась своя, уникальная устная традиция, которая затем трансформировалась и развивалась изолированно от других течений, обретая порой неожиданные повороты.
Чтобы совсем не запутаться, исследователи называют «незамутненные» верования, сохранившиеся на территории Африки, термином «водун», гаитянское вуду — словом «воду», и лишь луизианские культы — совсем привычным для нашего уха терминов «вуду». И в каждой из них даже божества разные.
Некоторые утверждают, что в культе вуду вообще нет богов. Это не так. Специалисты характеризуют вуду как «рассеянно-монотеистическую» религию. Культисты признают существование единого бога – творца Вселенной. На Гаити его так и зовут – Бондьё (по-французски — «хороший бог»). В Африке он носит совсем иное имя — Маву либо Маху. Но вудуисты ему никогда не молятся: он слишком высоко и ему не до проблем простых смертных. А вот попросить помощи у духов – это пожалуйста. Их называют лоа. Именно они – своеобразные посредники между культистами и верховным божеством. Разумеется, пантеон этих духов также разный в зависимости от региона.
Например, на Гаити эти мелкие божества делятся на более двух десятков «наций», причем большинство последователей культа не в состоянии перечислить их все. Многие помнят лишь три основные. Рада — божества, пришедшие еще из традиционных африканских верований, такие, как Легба — дух перекрестков и дверей. Нацию Петво составляют духи, придуманные уже на Гаити. В нацию Геде входят духи смерти и перерождения, самый известный из них – Барон САМДИ, он же Барон СУББОТА — повелитель кладбищ.
Сильное влияние на латиноамериканское вуду оказала католическая церковь. Народная африканская магия здесь причудливо смешалась с католицизмом. Многие адепты культа вуду искренне считают себя католиками и никаких противоречий в своем мировоззрении не ощущают. Бондьё для них – аналог Бога-отца, а лоа — святых или архангелов.
О жуткой чёрной магии вуду всем известно по голливудским фильмам. Однако этот аспект в вудуизме никогда не был основным. Согласно верованиям вуду, сама по себе колдовская сила не хороша и не плоха. А вот использовать ее во вред или во благо – это человек решает сам. Причем лучше все-таки второе: иначе духи потом могут наказать чёрного мага за зло, причиненное другим людям.
Очень большое место в вудуизме занимает целительство. Во многих традиционных регионах распространения культа до сих пор огромные проблемы с квалифицированной медпомощью – и заболевшим людям там попросту некуда идти, кроме как к колдунам. Те «лечат» страждущих с помощью зелий, приготовленных на основе различных растений и, порой, весьма неаппетитных компонентов, а также, разумеется, апеллируют с просьбами исцеления к духам. К ним взывают не только при болезнях: лоа просят послать богатство, хорошего мужа и даже американскую грин-карту!
Но отрицать тёмную сторону вуду тоже нельзя. В этом культе есть бокоры – специальные злые колдуны. Якобы они входят в тайное общество, специализирующееся на причинении вреда всему живому. Простые общинники стараются обходить стороной подозреваемых в членстве в таком обществе.
Про алтари с черепами и человеческие жертвоприношения лучше забудьте сразу. А вот животных вудуисты в своих ритуалах используют часто и, увы, нельзя сказать, чтобы они после этого выживали. Приношения животных – основа магии вуду. Их кровью и мясом принято задабривать духов. Правда, блюдо, приготовленное из мяса жертвенного петуха, потом съедает вся община, но считается, что оно попадает на стол к божеству.
Используют шкуру и кости животных также для изготовления различных амулетов. На знаменитом рынке в Бенине можно купить сушеного хамелеона на удачу, голову крокодила для обретения силы или тушки птиц, которые, якобы, помогают от болезней желудочно-кишечного тракта.
Говорят, уже упоминавшиеся бокоры делают амулеты и из частей тела покойников. Для этого они частенько разоряют могилы. Частично по этой причине и возникли байки о некой особой власти вудуистских колдунов над мертвецами.
Один из часто упоминаемых фетишей вуду — тряпичная кукла, истыканная иголками. На самом деле, колдуны вуду тычут этих куколок иглами совсем не для причинения кому-то вреда, и в этом состоит коренное отличие от европейской магии. Кукол используют для… исцеления людей. А также для связи с душами умерших родных.
Правда, на рынках вуду продаются и привычные нам куклы для «иглоукалывания» – даже с комплектом иголок и подробной инструкцией, куда их втыкать, чтобы наслать на врага тот или иной недуг. Но это просто сувениры для туристов, не имеющие ничего общего с традиционной вудуистской магией, утверждают этнографы.
В фильмах часто показывают, как злой дух вселяется в тело адепта культа вуду и творит разные пакости. Но, как уже говорилось, «злых» и «добрых» духов в этой религии нет: всё зависит от того, как использовать их силу. Да и по поводу одержимости духами у самих адептов культа есть свое особое мнение.
Ритуалы, посвященные духам, больше похожи на праздник, чем на богослужение. Культисты танцуют и поют, отбивая ритм на тамтамах. Мелодии и танцевальные движения для каждого из основных лоа различны. Ведь каждый дух имеет свои индивидуальные вкусы: излюбленный цвет, сорт вина, блюдо. К кому взывает община – под того она и «подстраивает» текущий ритуал. Так, на церемонии в честь Барона САМДИ все одеваются в одежду черного и пурпурного оттенков и пьют пряный ром – любимый напиток духа кладбищ. И вот в ходе этого ритуала, как считается, дух Барона САМДИ вселяется в тело одного из участников трапезы. Вот только не для того, чтобы творить злодейства.
Участник ритуала начинает говорить чужим голосом – это, якобы, сам Барон отвечает на вопросы и просьбы жителей общины. Они обычно самые простые: остановить мор сельскохозяйственных животных, помочь с дождём во время засухи, рассказать, как дела у недавно умершего родственника в загробном мире.
Интересно, что желающие сами предлагают духу в ходе мероприятия вселиться в их тело. Это, так сказать, почетная обязанность. После переговоров потустороння сущность покидает тело человека, который потом не помнит, что с ним было и что говорил Барон Самди его устами. По крайней мере, так уверяют вудуисты.
По материалам spletnik.ru
На фото – алтарь вуду. Фото - Dominik Schwarz / commons.wikimedia.org / wikipedia.org