Правила этикета в ресторане, которые стыдно не знать

Правильно подойти к столику в ресторане — настоящий квест. Согласно этикету, мужчина должен отодвинуть стул для дамы, чтобы она могла сесть. Сделать это нужно бесшумно и под левым углом. Дама, в свою очередь, не должна оглядываться — ее задача элегантно расправить одежду и мягко приземлиться на стул. Если девушка пришла в ресторан одна или в компании подруги, стул должен подвинуть официант.

Садиться следует не очень близко, но и не слишком далеко от края стола — расстояние должно позволять не наклоняться к еде и комфортно пользоваться приборами. Дурным тоном считается положить на стол локти, а вот кисти — в самый раз. Телефону, как и локтям, не место рядом с тарелками — лучше убрать его в сумку или карман на время трапезы. Кстати о сумках: их не следует класть на стол, на стул, а тем более на пол. В хорошем ресторане всегда предложат специальную подставку под сумку, а небольшой клатч можно положить на колени.

Если столики в ресторане расположены близко друг к другу, не стоит обсуждать интимные темы — это может смутить других гостей. Да и вообще разговаривать стоит на слегка пониженных тонах.

Для того чтобы разобраться с меню и своими желаниями, требуется время, поэтому не стесняйтесь попросить официанта подойти к вашему столику через 5–10 минут.

Кстати, когда вы выбираете, что съесть на закуску или горячее блюдо, отрывать меню от стола нельзя. Рекомендуется заказывать одинаковое количество блюд для каждого человека в компании, чтобы не получилось так, что один ест только «Цезарь», а другой — первое, второе и компот. Если у вас романтическое свидание, то, по правилам этикета, озвучивать заказ нужно мужчине, заранее ознакомившись с пожеланиями своей спутницы.

Привлечь внимание официанта иногда бывает непросто. При полной посадке персонал не может реагировать на просьбы всех гостей моментально. Обратить на себя внимание поможет легкий кивок головы или слегка приподнятая рука. Избегайте таких обращений, как «эй!», «мужчина/женщина», «гарсон», и других фамильярностей. Зовите официанта по имени, указанному на бейдже, — это наиболее вежливый способ коммуникации.

Официант ресторана «Пушкинъ»

В ресторане вам могут понадобиться несколько видов салфеток. Тканевую нужно положить на колени после того, как вы сделали заказ, она поможет не испачкать одежду. Вытирать руки и лицо тканевой салфеткой, по правилам этикета, нельзя. Для некоторых блюд, например лобстера, вам предложат фартук или нагрудную салфетку — ее заправляют за воротник. Если вы собрались выйти из-за стола, положите тканевую или нагрудную салфетку слева от тарелки.

Бумажные салфетки предназначены для того, чтобы убирать остатки пищи с рук и рта. Использованные бумажные салфетки должны лежать так же слева от тарелки в сложенном виде — не кладите их в тарелки, это противоречит этикету.

Еще одно важное правило, которое нужно запомнить раз и навсегда, — за столом не следует использовать зубочистки, даже прикрывая рот рукой (этим вы привлечете еще больше внимания). Все гигиенические процедуры должны проводиться в туалетной комнате, без свидетелей.

Сервировка стола

Вилку в левую руку, нож в правую — главный постулат ресторанного этикета. Однако если на столе лежат сразу несколько приборов, то все становится не так просто. Нож и вилка для закусок находятся дальше всего от тарелки, с ними не ошибешься. А вот с приборами для основных рыбных и мясных блюд нужно разобраться. Рыбная вилка — с широкими зубцами, а нож напоминает лопатку. К мясу подходит нож с острым лезвием и зубчиками, а вилка для поедания стейков — обычная столовая. Десертные приборы самые маленькие и расположены чаще всего над тарелкой.

Теперь давайте разберемся, как управляться с ложками. Суп нужно есть с ребра столовой ложки, черпая по направлению к себе. Когда вы почти доели суп, не наклоняйте тарелку. Чайную ложку нельзя класть на стол — только на блюдце, ручкой вправо.

Пара слов о том, какие знаки можно подать официанту с помощью столовых приборов. Скрещенные на тарелке нож и вилка не говорят о законченной трапезе. Наоборот — это сигнал для официанта, что вы еще в процессе. А вот параллельно сложенные приборы — знак, что вы готовы приступить к следующему блюду.

Казалось бы, что может быть проще, чем взять со стола бокал. Однако и в этом деле есть тонкости. Например, винные бокалы принято держать за ножку. Причем делать это нужны тремя, четырьмя или пятью пальцами. С бокалами для шампанского действуют те же правила, а вот со снифтерами (бокалы для коньяка) дела обстоят иначе. Их нужно держать всей ладонью снизу, пропуская ножку между пальцев.

Если вы решили выпить кофе или чай за обеденным столом, то отрывать блюдце от поверхности стола не стоит. Однако если вы сидите за кофейным столиком, блюдце нужно поднимать вместе с чашкой.

Есть нюансы и в том, как следует держать чашку. По правилам этикета, просовывать пальцы в ручку от чашки не стоит. Правильнее сжать ручку тремя или четырьмя пальцами. Это не самый удобный способ, однако при грамотной сервировке чашки для кофе и чая нетяжелые — не бойтесь их уронить. Для верности можно потренироваться дома, чтобы в ресторане продемонстрировать свои безупречные манеры.

Фото: unsplash.com / Shuenz Hsu

Если вас не устроил вкус блюда, скажите об этом официанту. Это не выходит за рамки этикета, однако выразить недовольство нужно в вежливой форме. Важно знать, что замена блюда вне компетенций официанта, — этот вопрос должен решать менеджер. Поэтому настаивать и требовать от официанта срочно принести новый тартар не следует. Порой в качестве извинений вам могут предложить комплимент от ресторана — десерт.

Извечный вопрос — кто оплачивает счет? Согласно ресторанному этикету, разрешается он довольно просто. Тот, кто пригласил, и ответственен за чек. Однако если компания договорилась оплачивать счет вместе, то не стоит выяснять перед официантом, кто и сколько съел. Лучше разделить сумму в чеке на количество людей и скинуться тому, кто поднесет карту к терминалу.

Если вас устроил сервис, то, по правилам ресторанного этикета, стоит выразить благодарность официанту с помощью чаевых. Обычно это 10% от счета.

По правилам этикета, чаевые следует оставлять и в гардеробе. Есть нюанс — вручить их нужно сотруднику, который помог вам надеть пальто, а не тому, кто выдал номерок. Однако если вы пришли в ресторан женской компанией, а забрал пальто у вас мужчина, то на чай можно не оставлять. Предполагается, что джентльмену приятно поухаживать за дамами.

Автор: Анна Шапошникова

Фото: пресс-служба «Пушкинъ», ресторана unsplash.com / @matt_briney

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в нашем Telegram и в Дзене.