Эксперты: снятие барьера по "входящему" НДС откроет колоссальный ресурс для фудшеринга

МОСКВА, 29 июля. /ТАСС/. Госдума осенью может принять законопроект об увеличении количества товаров, которые бизнес сможет передавать в благотворительные фонды вместо утилизации. Основной барьер для бизнеса сейчас - необходимость уплаты НДС за продукты, отданные в благотворительность и его снятие откроет ресурс для развития программы, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Ранее пресс-служба партии "Единая Россия" сообщила, что депутаты ее фракции совместно с представителями общественных организаций и деловых объединений разработали законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ для увеличения количества товаров, которые бизнес сможет передавать в благотворительные фонды вместо утилизации. Как ранее отмечал глава думского комитета по молодежной политике Артем Метелев, объем пищевых продуктов, которые утилизируются в России, составляет не менее 17 млн тонн, что обходится примерно в 1,5 трлн рублей.

Пионеры движения

Ретейлер Х5 Group запустил пилотный проект по передаче продуктов с истекающим сроком годности нуждающимся людям, речь идет о нескольких магазинах в Москве и Челябинске.

"X5 Group, ведущая продуктовая розничная компания России, совместно с АНО "Фудшеринг" и Фондом продовольствия "Русь" запустила пилот фудшеринга - безвозмездной передачи нуждающимся людям продуктов с истекающим сроком годности, но пригодных к употреблению. На первом этапе к проекту подключены несколько магазинов "Пятерочка" в Москве и Челябинске", - говорится в сообщении.

"В ходе тестирования проекта компания планирует наладить процесс сбора внутри магазина продуктов с истекающим сроком годности, обучить персонал и построить эффективную логистику по передаче продовольствия людям. Сотрудники магазинов ежедневно будут отбирать хлебобулочные изделия, срок годности которых истечет в течение одного-двух дней. Далее волонтеры будут забирать из магазина отобранные продукты и оперативно, в течение нескольких часов, распределять их по спискам нуждающихся людей, подопечных Фонда "Русь" и АНО "Фудшеринг", - отметили в компании.

По результатам пилота X5 планирует масштабировать проект на большее количество магазинов в других городах России, расширить категории товаров, которые будут передаваться в рамках фудшеринга, и подключить к проекту торговую сеть "Перекресток" и распределительные центры компании.

Помимо организационных сложностей процесса остаются и налоговые барьеры, которые до сих пор мешают бизнесу масштабно наладить процесс благотворительной передачи еды. Снятие барьера по "входящему" НДС откроет колоссальный ресурс, благодаря которому помощь смогут получать абсолютное большинство нуждающихся людей, считает президент Фонда продовольствия "Русь" Юлия Назарова.

"За последнее время мы смогли продвинуться в этом направлении, например, недавно было подписано стратегическое соглашение с Агентством стратегических инициатив о масштабировании национальной системы банков еды, а в прошлом году нами было подписано стратегическое соглашение о развитии рознично фудшеринга с X5 и теперь мы приступили к первым пилотам в 2 регионах. Важно понять и настроить все процессы как со стороны банка еды, так и со стороны торговой сети", - прокомментировала президент Фонда продовольствия "Русь" Юлия Назарова.

Интересы ретейла

"Азбука вкуса" как и весь российский продуктовый ретейл давно поддерживает предложения об изменении налогового законодательства в этой части. Сеть считает фудшеринг эффективной социальной практикой и уже передает продукцию с истекающим клиентским сроком годности на сельскохозяйственные нужды, рассказал директор по взаимодействию с органами государственной власти компании "Азбука вкуса" Андрей Чурсин.

"Сейчас мы прорабатываем операционные вопросы внутри компании и в скором времени будем готовы отдавать группы бакалейных товаров (консервы, крупы, макаронные изделия, масла, чай, кофе) и на другие нужды. Основные сложности, с которыми ритейл сталкивается сейчас - отсутствие свободных площадей для хранения такой продукции с учетом соблюдения всех температурных режимов и товарного соседства, а также дополнительного персонала, который бы занимался работой с таким товаром. Сейчас это ложится на сотрудников, у которых помимо этого есть свои обязанности в магазине, пока для нас это затраты. Мы считаем, что можно и нужно масштабировать программу на всю страну. Для этого потребуется четкое федеральное регулирование, которое будет учитывать интересы и производителей, и ретейла, а также позволит оптимизировать затраты сторон", - отметил собеседник агентства.

Сеть супермаркетов "Лента" сотрудничает с организациями, которые передают еду нуждающимся. За полгода "Лента" и благотворительный проект "Дари еду!" собрали 43 202 килограмма продуктов, которые получили более шести тысяч семей. Всего с октября 2019 года по июнь 2022 года было собрано 269 тонн продуктов, помощь получили 37 595 семей.

"В соответствии со стратегией устойчивого развития "Лента" до 2025 года на 60 процентов увеличит объем продуктов, переданных нуждающимся в расчете на одну семью. Этот показатель будет достигнут за счет партнерских проектов "Ленты", в том числе в сфере фудшеринга", - рассказали в пресс-службе сети.

Во "Вкусвилл" ввели фудшеринг еще в конце 2021 года. К проекту подключены часть магазинов, где заключен договор пожертвования с АНО "Фудшеринг" на безвозмездной основе. Волонтер ежедневно забирает продукты и передает их нуждающимся, в основном это фрукты и овощи, которые отбираются по внешним признакам, а не по сроку годности. За последний месяц компания передала на фудшеринг почти 8 000 кг еды.

Мнение рестораторов

Ресторан "Мясо&Рыба" может ввести программу у себя, но это будет небольшое количество продуктов, потому что ресторан - это очень технологичное производство, где все очень жестко рассчитано, отметил владелец сети ресторанов и председатель федерации рестораторов и отельеров России Сергей Миронов.

"У ресторанов нет такого ресурса, как у магазинов, где могут что-то не купить с полок. У нас остается очень мало продуктов, которые до истечения срока годности можно успеть отдать. Надо менять налогооблагаемую базу. Товары, которые мы передаем на фудшеринг, не должны облагаться не только НДС, но и налогом на прибыль. Эта часть должна проходить для налоговой как нормальные расходы, которые не облагаются налогом, потому что на сегодняшний день благотворительность считается как доход ресторана и облагается всеми налогами", - говорит Миронов.

Кроме технических сложностей у программы фудшеринга есть и этический аспект, который нужно развить, считает управляющий партнер сети кафе "Лао Ли" Леонид Пятильройд.

"Концептуально в фудшеринге есть логика, но вопрос в ее реализации. Сложность в том, что если речь идет о продукте с истекающим сроком, то как мы можем себя обезопасить от того, что человек, употребив его, например, через три дня не отравится. Нужна законодательная и налоговая база. Если товар попадает на предприятие, он не может исчезнуть, он должен быть либо продан, либо списан. Механизма продажи по нулевой цене пока нет и как это будет работать - непонятно. Мы закупаем ровно столько, сколько нам нужно для реализации. У нас практически ничего не остается, а то, что остается, де-юре - это уже испорченный продукт. Если срок годности продукта подходит к концу - мы его просто списываем. Это открывает колоссальное поле для махинаций со стороны персонала. Мы должны как-то четко фиксировать, где товар ушел нуждающимся, а где - друзьям кассира. Нужно выработать механизм, как это пресекать. Нужен отдельный бюджет на упаковку. Еще важна этическая сторона, чтобы это не выглядело как подачка, чтобы это было достойно и не доставляло дискомфорта гостям и тем, кто приходит к нам за помощью", - говорит Пятильройд.