В лодке с косой. Как в Белом море добывают водоросли и зачем они нужны
Из заготовленных за сезон 1,5–2 тыс. т сырого материала получается от 200 до 300 т сухого продукта. Он перевозится на единственное предприятие в России, которое осуществляет комплексную переработку водоросли, — Архангельский водорослевый комбинат.
Рекорд заготовки водорослей за сезон одним человеком — 15,2 т.
Кто "траву" в море косит
Еще никто не придумал механизированную добычу водорослей без серьезного повреждения субстрата (это камни, ракушки, к которым прикрепляется ризоид, "корень" ламинарии). Во всем мире во время добычи он сильно повреждается. Из-за этого объем водорослей сокращается.
— Участков с промышленными объемами ламинарии в Белом море немного. И каждый из них мы бережем. Все участки разделены на секторы, и мы даем водоросли восстанавливаться. В этом году выкашиваем одни секторы, в следующем году — другие, — рассказывает директор по добыче водных биологических ресурсов Архангельского водорослевого комбината Евгений Харченко.
У комбината две основные базы заготовки: на острове Малая Муксалма и в поселке Реболда. Около них расположены маленькие промысловые участки. Кроме этого, есть еще острова в Карелии. На сезонные работы, а контракт заключается на четыре месяца, нанимают людей со всей страны. Бригады собирают в Архангельске и Кеми, оттуда отправляют на места заготовки бесплатно.
— У нас большая проблема с кадрами. В этом сезоне нам нужно было 126 человек для заготовки, а работают 81. В основном это люди старше 30 лет. Приходят и молодые парни, но 90% увольняется: не привыкли работать физически. Хотя мы четко объясняем на собеседовании, что и как придется делать, — рассказывает Евгений.
От Большого Соловецкого острова до Малой Муксалмы по воде добираться около часа. Поэтому вся жизнь заготовщиков — это жизнь в изоляции и закрытом коллективе. Простой быт: деревянные дома, баня, отсутствие электричества — генераторы включают на несколько часов. Есть собственный магазин, где можно купить продукты под будущую зарплату. Организованное питание на острове бесплатное.
— Я всегда спрашиваю, зачем человек устраивается к нам. Нужна четкая цель и мотивация. Например, заработать на снегоход. Ведь добыча водорослей — очень сложный процесс. И хотя мы обеспечиваем заготовителей всем необходимым от мыла и рабочей одежды до ка́рбасов (лодок), человек должен иметь определенный склад характера и упорство, — уверен Харченко.
Сам Евгений пришел на комбинат помощником мастера. Первый раз вышел в море и накосил очень мало водорослей.
— Просидел в море девять часов, чтобы набрать норму. И так работал неделю, пока не начало получаться. Это не та работа, где может не получиться. Просто нужен навык и здоровье, — уверен Харченко.
Работа в "поле"
График работы заготовщиков зависит от приливов и отливов. К такому тоже нужно привыкнуть. В море, на драгу (так называется добыча водорослей) выходят бригадами за два часа до малой воды, чтобы быть на "полях" вовремя. Есть бригады по 10 драгировщиков, а есть по 50. На Малой Муксалме работают 52 человека.
Оплата у каждого заготовщика сдельная. От кошения до развески на вешала́ (столбы с натянутой проволокой) и за просушку водоросли каждый отвечает сам. Комбинат покупает уже готовый продукт — сухую ламинарию.
В море заготовитель находится около пяти часов. Когда позволяет погода, таких выходов два. В каждой поморской лодке — карбасе — работает один человек. С помощью специальной косы длиной 5−6 м заготовитель отрезает ламинарию и поднимает ее на борт.
На разных участках принципы заготовки отличаются. На некоторых растет узкая и длинная ламинария. На других — листы короткие, но толстые и их сразу несколько на одном ризоиде, заготовщики называют их "осьминоги".
На причал водоросли выгружают краном. Поднять вручную накошенное невозможно. Кто-то в день добывает 300 кг, а кто-то 2 т ламинарии.
"Траву" взвешивают. Дальше машина отвозит водоросли до сушки: тут ламинарии и развешиваются на вешала.
— Чтобы нормально заработать, в день нужно заготовить 500 листов ламинарии. Ты их сначала скашиваешь, а весят они от 700 г до 1,5 кг. А потом развешиваешь все 500 листов. Если ламинария попала под дождь, то все полезные вещества из нее вымываются. Заготовитель может сходить в море, отработать целый день и на выходе ничего не получить из-за дождя, — говорит Евгений.
В среднем заготовитель теряет примерно 10% от добытого, но комбинат все равно покупает эти водоросли как некондицию: чтобы поддержать заготовителя, который потратил рабочий день. К тому же половина дней в сезоне — непромысловые: мешают туман, дождь и ветер. Работать в таких условиях невозможно.
Самая дорогая водоросль — анфельция. Ее нельзя добывать, и заготовщики собирают ее выброшенной на берег после штормов. Из нее делают агар. Спрос на анфельцию превышает предложение.
Вторая по ценности — ламинария дигитата. На сорта она распределяется уже после сушки. Темно-зеленая — это первый сорт, светло-зеленая — второй сорт, побелевшая — третий. Добываются только двух-трехлетние водоросли, содержащие максимальное количество альгиновой кислоты, маннита и других полезных веществ. С Соловков сырье вывозят два-три раза за сезон, сразу по 80−100 т. Транспортировать нужно правильно, чтобы ламинария не промокла.
Когда исследуется новый участок для заготовки, водоросли с него обязательно отдают на пробы в лабораторию: нужно понять, что в них не содержатся опасные элементы. Все участки комбината расположены вдали от производств.
Сшить карбас
— По образованию я судоводитель. Море — моя стихия, к нему тянуло с детства. От прадеда все мужчины в моей семье моряки. На заготовках пытаюсь привить культуру выхода в море. Например, было время, когда в воду бросали окурки. А относиться к морю без уважения нельзя, — считает Евгений.
Во дворе водорослевого комбината в Архангельске сложены новые карбасы.
Шьют (а про поморские лодки так и говорят) карбасы здесь. На комбинате и раньше делали лодки, но традиция на какое-то время прерывалась. Сейчас ее возродили.
— Здесь мы строим поморские промысловые карбаса́. Длиной они 7 м, шириной 2 м, высота борта 80 см. Вместимость почти 1,5 т. Шьют карбаса обученные заготовители, — рассказывает Харченко.
Строят лодки в холодное время года из сосны, летом работают на заготовках водоросли. Образцом стали старые карбасы, найденные на Соловках. По эталону — кондуктору — в этом году сшили 35 штук. Строятся два карбаса в неделю.
— Живет карбас пять-семь лет. Есть заготовители, которые выходят в море только на своем карбасе, и такие ухоженные лодки живут и 17 лет. Заготовщики придумывают своим карбасам прозвища, как мужчины своим машинам, — улыбается Евгений.
Зимой в карбасном цехе работало восемь человек. Обучают мастеров на комбинате.
— Мы все стараемся делать сами, чтобы не зависеть ни от кого. Это наша традиция, и нам важно ее возродить, — считает Харченко.
Вырастить "водорослевые" кадры
— Сегодня мы единственное предприятие в стране, которое занимается комплексной переработкой водоросли. Мы добываем, экстрагируем (в основном в концентраты ламинарии и концентраты фукуса) и производим альгинат, агар и маннит, — рассказывает Артем Иванов, директор Архангельского водорослевого комбината.
Комбинат сотрудничает с Северным (Арктическим) федеральным университетом (САФУ) и Северным государственным медицинским университетом (СГМУ). Совместно ведутся научные исследования.
— В этом году мы ввели три стипендии для студентов САФУ, которые занимаются нашей тематикой. Обеспечили несколько школ микроскопами. Кто, кроме нас, воспитает "водорослевые" кадры в стране? — задает риторический вопрос Андрей Симонов, коммерческий директор Архангельского водорослевого комбината.
Комбинат выпускает примерно 300 товаров из разных категорий под брендом АВ1918: косметику, функциональные продукты питания, биологически активные добавки и фармсубстанции. Запущена программа франшизы, продукция есть на маркетплейсах, в собственном интернет-магазине.
— Когда началась пандемия и разрыв логистических цепочек, мы постарались максимально локализовать все в России, сократить зависимость от иностранных компонентов. При разработке новых или переводе старых продуктов в новую упаковку мы рассчитывали все так, чтобы все компоненты были российскими. Эту работу мы начали еще в 2020 году. Разобрали каждый кейс. Сейчас зависимость от иностранных компонентов — меньше 10%, — рассказывает Симонов.
На внутреннем рынке наибольшим спросом пользуется косметика бренда, а также различные БАДы и сорбенты. Из медицинских изделий — рассасывающееся ранозаживляющее покрытие, изготовленное на основе альгината натрия — природного полисахарида, выделяемого из бурых морских водорослей. Иностранный аналог этого продукта в разы дороже.
— В Киргизии очень полюбили нашу косметику. По тысяче банок альгинатной биомаски мы продаем там в неделю. Это хит. Сейчас рассматриваем и другие небольшие рынки: Армению, Казахстан, — рассказывает Симонов. — В следующем году мы, скорее всего, войдем в пятерку монобрендовых сетей. До конца следующего года планируем открыть 50 своих магазинов в России.
Вера Костамо