Как московский ученый стал сыроваром

Оно, в отличие от коровьего, не вызывает у детей-грудничков аллергии, поэтому сразу стало пользоваться повышенным спросом.

Как московский ученый стал сыроваром
© Мир новостей

На фирменной этикетке значилось, что эта продукция с козьей фермы «Надежда» из деревни Цапушево Торжокского района Тверской области. Бутылочки, доставленные в столицу ранним утром из экологически чистой местности, москвичи разбирали быстро: всем полезен гипоаллергенный, богатый микроэлементами продукт.

ВМЕСТО ГЕРМАНИИ – В ДЕРЕВНЮ

В знаменитой Тимирязевке мне рассказали:

- Надежда» - первая и единственная в России племенная ферма по разведению коз. С 2004-го является нашим базовым хозяйством и филиалом кафедры овцеводства и козоводства. В Цапушево на практику приезжают и наши студенты, и из других сельскохозяйственных вузов страны. Основал ее не ученый аграрий, даже не человек крестьянской косточки, а коренной москвич, физик, кандидат наук Александр Валентинович Бодров.

- Богом забытая деревня — это точно о Цапушеве сказано. Затерялась в глуши в 40 километрах от Торжка, в 255 - от Москвы. Уголок заповедной красы и чистоты, - поведали мне в районной администрации. - Спасли деревню от погибели фермеры Бодровы - Александр и Надежда. В ней после развала местного колхоза оставались жить три человека.

Основали ферму Бодровы в 2000-м. С той поры поят народ козьим молоком, а сыром кормят с 2011-го. Маточное поголовье «Надежды» - почти 120 животных, 90 - дойные. За лактацию дают по тысяче литров молока. Средний ежедневный удой - шесть литров, но рекордсменки по удойности - до восьми.

И вот впереди красуется свежевыкрашенный шлагбаум «Цапушево».

- Вместе с женой, чтобы выжить, работали от зари до зари. Глухая деревня, козы — это случайный изгиб нашей с супругой судьбы в лихие 90-е. В ее честь и окрестил я ООО «Надеждой», - рассказал мне Александр Валентинович.

Он рылся в корнях своего рода, но крестьянских не нашел. Все предки - москвичи. Окончил МВТУ имени Баумана. Работал старшим научным сотрудником в Институте физической химии АН СССР. В 1980-м стал кандидатом наук.

Надежда Валентиновна - специалист сельского хозяйства. По образованию зооинженер. Работала сначала на ВДНХ, а затем в НИИ - занималась проблемами научной организации труда на селе.

В 90-е годы НИИ, где в то время трудился Бодров, начал, как и многие другие, распадаться. Куда пойти? Опытному физику поступило приглашение из Германии - работать на любимых им лазерных установках.

- Обдумать заманчивое предложение мы с супругой решили на природе. Приспело время ехать за клюквой - из нее Надежда готовит чудные яства. Знакомый позвал в родные, как он сказал, заповедные края. Проехав 255 кэмэ, мы очутились в медвежьем углу Торжокского района, - слышу продолжение рассказа.

Наполнив кузовки, сборщики клюквы вышли из дремучего леса к какой-то деревне. Это было Цапушево. К москвичам, присевшим на скамейку возле дома с наглухо забитыми окнами, подошла старушка. Всплакнув, что некогда большая деревня обезлюдела, сообщила: «Ох, как не хочется срываться с родного корня, да надо! Дочь на днях приедет, заберет к себе в Ленинград. Купите мой дом! Вон какой просторный и красивый: гляньте на деревянное кружево наличников, конька! Возьму недорого: всего-то 400 рублей».

- Очарованные красотой здешних мест, мы купили сказочный терем, - повествует Надежда Валентиновна.

Отпуск провели всей семьей в Цапушеве. После суетливой, шумной, загазованной столицы, где у них квартира в самом центре, деревня показалась раем. И само собой пришло решение: «Переезжаем жить сюда - не в Германию».

Сын Андрей - молодой московский архитектор - скептически улыбался. Ему казалось, что поэтический порыв у родителей скоро иссякнет и они вернутся в мегаполис. Но Бодровы, пожив в Цапушеве месяц дачниками, вдруг заявили: «Надумали, сынок, завести здесь свое дело. Будем разводить коз».

ЖИВОЕ МОЛОКО ИЗ ЦАПУШЕВА

Прежде чем начать дело, Бодровы проштудировали в библиотеке ВАСХНИЛ литературу по козоводству. Нашли в интернете сайты и адреса козоводческих ассоциаций Европы и Америки, установили с ними связь. Выяснили, что самая высокоудойная порода «малых коров» - зааненская. Бывшая сослуживица Надежды Валентиновны сообщила, что в 80-е годы Минсельхоз РСФСР завез, как говорится, на завод тех коз из Новой Зеландии в ГПЗ «Никоновское» Раменского района.

- Поехали, купили восемь козочек по 20 тысяч рублей каждую. Следом завели буренку. Купили, отремонтировали бывший колхозный коровник напротив своего терема, превратив помещение в уютный, теплый козлятник с котельной, водопроводом и канализацией, цехом переработки молока. Кредит на обзаведение не брали, занимали деньги у родственников и друзей. Первоначальный капитал копили, убирая на брошенных полях бывшего колхоза траву собственноручно отремонтированным пресс-подборщиком и продавая ее фермерам Подмосковья. Приобрели лесопилку, начали сбивать садовую мебель, дачники потянулись к нам, - говорит хозяин.

В 1992-м создали крестьянско-фермерское хозяйство (восемь лет спустя переоформили его в ООО «Надежда»). Получили восемь гектаров сельхозугодий. Росло стадо - расширялся земельный клин. Вскоре администрация района выделила 160 гектаров в аренду на 25 лет.

Александр Валентинович не раз ездил за опытом к козоводам США. Надежда Валентиновна во Франции в Центре генетических исследований изучала таинства скотоводства. В Голландии училась варить сыры. Добрые хозяева зарубежной фермы решили поддержать начинание Бодровых и подарили им пресс-форму, сырную ванну. Приезжали в Цапушево, чтобы убедиться, как русские овладели их технологией.

Известный в мире заводчик молочных коз Пикси Дэй не раз приезжала к Бодровым - и не только с ценными советами. Зная русскую поговорку, что от худого семени не жди доброго племени, подарила русским друзьям козочку Фрию и козлика Сашу, от которого и пошла большая часть высокоудойного бодровского стада.

Столичный архитектор Андрей Бодров в 2006 году сменил, как и родители, место жительства. Перебрался в Цапушево. Вскоре на ферму приехала практиковаться студентка Нижегородского сельхозуниверситета Юлия. Андрей влюбился, женился. Через год родилась дочь Аня. Юлия защитила диссертацию, и теперь в «Надежде» два кандидата наук.

Многие тысячи племенных «малых коров» из Цапушева разъехались за 20 лет по разным регионам России. Появились новые козоводческие фермы. Для Бодровых это важный источник доходов. Они не просто продают животных, а с помощью интернета дают мастер-классы, рассказывают, как надо ухаживать за ними, чем лечить.

ПЕРЕШЛИ НА СЫРЫ

Более 20 лет стояли на полках столичных магазинов 350-граммовые бутылочки с молоком от «малых коров». А недавно вдруг исчезли. «Почему?» - недоумевали москвичи. Ответ нашли на популярном сайте Юлии Бодровой:

- Молоко - скоропортящийся продукт, поэтому решили уйти от него, перейти целиком на изготовление сыров - твердых и мягких. Они хранятся долго.

Давно знаю Бодровых, заметил: маточное поголовье фермы уже много лет не увеличивается. Почему?

- С этим поголовьем наша семья справляется. Чтобы расширять производство, нужны новые молодые руки и инвесторы. Зовем энтузиастов! - ответила Юлия.

- Вообще-то козий бизнес - высокорентабельный. Но нам все труднее и труднее сводить концы с концами. Отпускная цена на молоко и сыры за последние несколько лет повысилась на 10%, а стоимость электричества, горюче-смазочных материалов взлетела в разы. Такая вот горестная арифметика. В ближайшие годы, думаю, нас ожидают еще более трудные времена, - сетует глава семьи.

У продукта с фермы Бодровых уникальный, нежный и ароматный вкус. Его тестировали коллеги-голландцы и признали, что твердые, мягкие и сычужные сыры из русской деревни Цапушево лучше французских и итальянских. Секрет прост: летом козы нагуливают молоко, поедая на пастбище пахучее разнотравье, а зимой - столь же ароматное сено.

Юрий Махрин

Торжокский район,

Тверская область.

Фото автора