Зачем нужен единый экспортный агрооператор?
Сумму конкурса на создание концепции единого дистрибьютора продовольствия для экспорта российской сельхозпродукции, который объявило входящее в систему Минсельхоза бюджетное учреждение «Агроэкспорт», трудно назвать заоблачной — 24 млн рублей. Впрочем, речь идет всего лишь о концепции.
Каким может стать ее реальное воплощение, остается только гадать, тревожится генеральный директор компании-производителя сухих молочных ингредиентов «Молвест» Анатолий Лосев:
Анатолий Лосев генеральный директор компании-производителя сухих молочных ингредиентов «Молвест» «Если она направлена на то, чтобы мелких и средних производителей вывести на международный рынок, и это не повлечет существенного снижения рентабельности этих поставок, почему нет? Вызывает определенные трудности выход на новые международные рынки: новая страна, есть определенные нюансы в правилах, требуется время, чтобы это все изучить и нормально поставлять, а для существующих рынков посредник не нужен. Дьявол — в деталях. Если наша рентабельность не пострадает, мы — за. Из общих правил рыночных отношений: там, где есть монополия, всегда несправедливые цены. Если будут какие-то вменяемые рамки, маржи, которые будут забираться, то, наверное, в этом есть смысл. Если просто будет вставлена компания между мной и моим покупателем, тогда это нам не очень понятно».
Поскольку точные задачи, которые ставятся перед созданием новой структуры, точно не ясны, у аграриев по их нормальной крестьянской привычке появляются опасения, указывает президент Национального союза экспортеров продовольствия Дмитрий Булатов:
Дмитрий Булатов президент Национального союза экспортеров продовольствия «Есть большие сомнения в целесообразности создания еще одной структуры. Государственных структур предостаточно: есть российский «Агроэкспорт», есть федеральные законы, была государственная программа развития сельского хозяйства, есть федеральный проект «Экспорт продукции АПК», есть доктрина продовольственной безопасности. Но до сих пор не принят федеральный закон о поддержке экспорта, не принята стратегия развития экспорта продукции АПК. То есть не определены цели, задачи и основные направления политики в области продовольственного экспорта. Создавать новые структуры, не имея четкой стратегии и не используя потенциал всех имеющихся структур, было бы, на наш взгляд, преждевременно».
Во многих странах со значительным для экономики аграрным сектором существуют различные государственные и межпрофессиональные агентства, чья цель — продвижение продукции и помощь в выстраивании экспортных цепочек. Например, итальянская Coldiretti или Польское агентство по инвестициям и торговле. Во Франции вообще когда-то было создано целых семь агентств, связанных с Министерством сельского хозяйства, чьей целью было всемирное продвижение конкретных групп продуктов — молочных продуктов, вина, фруктов и овощей, морепродуктов. Однако в конце нулевых годов все они были укрупнены, так как их эффективность вызывала сомнения.