Стоимость и себестоимость как неизбывная проблема: мнение
По всей нашей необъятной стране наступила осень, наступила она и в нашей Детской школе фермера портала АГРО 21.
Осень - пора подведения итогов сезона, пора считать цыплят, поросят и прочие огурцы с помидорами. И тут сразу вспоминается наша старая сельхозная шутка: акромя прочих проблем, в сельском хозяйстве существуют и две специфические – неурожай и урожай.
С неурожаем всё просто – нет урожая, нет и проблем, нет и виноватых, погода подвела. А вот с урожаем… сложнее: надо убирать, надо вывозить, надо хранить, надо перерабатывать, а главное, нужно еще и продать, да еще по цене, покрывающей все наши фермерские хотелки и недоработки.
Благодаря интернету, наши фермерские проблемы могут всенародно обсуждать не только министры и академики, но и любой ЛПХашник с тремя курицами в активе.
И что только у нас не обсуждается, мама дорогая... Но, все от мала до велика, в смысле от ЛПХ до всяческих дум и министерств с научными институтами, завсегда обсуждают проблему реализации сельхозпродукции и никогда (никогда, ни разу не читал и не слышал), чтобы обсуждалась СЕБЕСТОИМОСТЬ - СТОИМОСТЬ продукции.
Посмотрите любой отчет любого района или области – надои, привесы, урожаи и чаще всего валовые или в процентах от других процентов, всегда рекордные с учетом госдотаций и ковида….
А разве никому не интересно, почему курица привезенная с другой стороны земного шара, дешевле нашей родной, выращенной у нас под боком?
Почему-то считается, и уже несколько десятилетий, что проблема реализации решится увеличением числа торговых точек – так ведь не решается, видно невооруженным взглядом. Прям очередной наш российский парадокс – фермеры не могут продать, а люди не могут купить, дорого.
Тут напрашивается простой, наш традиционный выход – ежели дотируется выпуск сельхозтехники, дотируется производство сельхозпродукции, то естественно должны дотироваться и покупатели этой продукции и в не меньших размерах.
Ежели у кого с памятью плохо, могу напомнить – в лихие 90-е, и в НЕ лихие 80-е, 70-е годы, мы москвичи и люди других крупных городов ездили закупаться продуктами в деревни: и выбор там был шире, чем в магазинах, и цены ощутимо ниже, и качество действительно приличное. То есть покупатели сами, за свой счет решали вопросы доставки и торговых мест.
Сейчас же в любой деревне вам выкатят такой ценник даже на полугнилую немытую картошку, что проще, намного дешевле, сходить в «Пятерочку» в этой же деревне и затариться чистенькой картошкой египетской.
То есть такое понятие как себестоимость у нас не обсуждается ни на каком уровне – нет у нас такой проблемы, да и вообще нет такого понятия.
Соответственно, никаких телодвижений в сторону снижения себестоимости, снижения затрат на производство единицы продукции, ни у мелких сельхозпроизводителей, ни у крупных не наблюдается. Соответственно и цены растут, растут и растут и будут расти далее…
Цифровизация – замечательно, но это просто + к затратам …
Роботизация – прелестно, но это только + к затратам…
Геликоптеризация, едрёнизация, космическое позиционирование – круто, но это просто + к затратам…
Всё, что должно увеличивать продуктивность, увеличивать производительность и в конечном итоге снижать затраты, снижать себестоимость, снижать продажные цены на продукцию, у нас дает только очередное удорожание – видимо, не в коня корм.
Дорогие фермеры и все сельхозтоваропроизводители, если вам лениво напрягаться со снижением себестоимости вашей продукции, то что роптать на повышение цен на продукцию нужную вам – технику, семена, удобрения, СЗР? Должно быть, их производителям тоже лениво возиться с себестоимостью.
Автор: Сергей Галкин.