Страна на продажу
В Калуге до 90-х было все, чтобы нормально жить: мелькомбинат, птицефабрика, мясокомбинат, молокозавод, хлебокомбинат, ликероводочный завод. Колбасу в советское время отправляли в Москву, а сами калужане ездили за ней в столицу. Качественной молочной продукции было в советское время, да и позже, 15 наименований. В каждом магазине дети могли купить за 10 копеек натуральный молочный коктейль. Но постепенно все предприятия закрылись почти по одной схеме. Сначала их приватизировали, потом покупали солидные люди из Москвы, банкротили, а затем закрывали. На сегодняшний день остался только хлебозавод, но работает он не на своем сырье.
Спрашивается: кому это выгодно? Явно не жителям, которые лишились и качественной продукции, и рабочих мест. Правда, в области появились заводы «Фольксваген», «Самсунг», пивоваренная компания и другие «гости». Вроде бы неплохо, но вот случилась беда - санкции, заводы закрылись. Представляете, сколько людей потеряли работу? И какова картина в целом в области, где было столько импортных производств? Тотальная безработица…»
К моменту распада в СССР было 80 тысяч промышленных предприятий. После приватизации, продажи и, по сути, принудительного банкротства их осталось в шесть раз меньше.
Чиновники тогда вовсю «консультировались» с западными инвесторами, получали немалые откаты, продавая родину, и подписывали договоры, по которым к нам шел нескончаемый импорт. В то же время свои предприятия либо закрывались, либо не развивались, а влачили жалкое существование. Спору нет, когда идет обмен товарами и крепнет дружба народов, это хорошо, однако мы отдавали сырье, а получали то, что могли сделать и сами. Обмен был неравноценный. Примерно как аборигены американских племен брали бусики от белых людей, взамен отдавая золото. Конечно, есть товары, которые за границей делают лучше, но не все же на свете! Надо же было и развиваться, строить свое производство, а не только покупать.
За эти годы импорт прочно вошел в нашу жизнь. В новостях сообщили: Валентина Матвиенко удивилась, что у нас даже элементарных железок своих нет, а только привозные. «Для меня было неким открытием: у нас гвозди импортные, не буду называть государство, откуда идет импорт, догадайтесь с трех раз. Мы даже шурупы не производим в стране, которая выпускает столько металла», - сказала она.
Вот так для второго человека в государстве это, оказывается, открытие. А ведь все это результат многолетней политики совершенно конкретных людей. И кто теперь ответит? Можно ругать иноземных «друзей»-партнеров, но только зачем? Они заботятся о себе и своей стране, а наши чиновники и олигархи - только о себе. Гоняясь за сиюминутной выгодой, они совсем не думали о нас, о потомках, о том, что будет с нашей страной…
Конечно, надо возвращать все свое и строить новые заводы. Но как, если в вузах уже много лет готовят в основном не инженеров, а менеджеров? Придется, видно, вставать всем народом на восстановление страны, как это было после Великой Отечественной. Мы, конечно, выстоим, несмотря ни на что, только надо принять такие законы, по которым нельзя будет впредь с такой же легкостью сделать из казны источник обогащения для узкой группы граждан.
Павел Гордейчук.
Фото: ADOBE STOCK