Вечнозеленая колбаса: почему не надо убирать с этикеток продуктов сведения о сроке годности. Комментарий Семена Новопрудского

Выяснилось, что текст на этикетках российских продуктов может стать лаконичнее за счет сокращения сведений о месте производства товара, а также указания, где именно на товаре обозначены его срок годности и дата изготовления.

Вечнозеленая колбаса: почему не надо убирать с этикеток продуктов сведения о сроке годности. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

Пока, к счастью, вроде бы речь идет не о самом указании срока годности, а о тексте типа: «Дата изготовления, годен до: указаны на упаковке». В Росстандарте, который отвечает за государственные стандарты товаров и упаковок, подтвердили, что с упаковок могут исчезнуть, в частности, «данные об адресах производства пищевой продукции, указание на места нанесения даты изготовления и срока годности, знаков и пиктограмм».

О сокращении данных на упаковках правительство попросили сами производители продуктов питания под таким предлогом: из-за внешних санкций против России после начала специальной военной операции на Украине у нас обнаружилась нехватка упаковки и чернил.

Без некоторых знаков и пиктограмм, а также рекламного восхваления продуктов на упаковках действительно можно легко обойтись. А вот сведения о сроке годности, месте производства и составе продуктов питания желательно сохранить в неприкосновенности. Это ключевые параметры, по которым покупатели могут определить качество продукта до того, как купили его и попробовали.

Разумеется, далеко не все люди привыкли смотреть на срок годности товара на упаковке, хотя этот элементарный навык потребительской грамотности все-таки постепенно проникает в массы. Конечно, старшие поколения россиян гораздо менее привередливы к потребительским стандартам: они застали времена товарного дефицита и ситуацию, когда в магазине (да и то не всегда) покупали просто «сыр» и «колбасу», а не конкретный сыр и конкретную колбасу. У домохозяек в возрастной категории 60+ и сейчас есть крутые лайфхаки, как «реанимировать» несвежий хлеб или мясо с запахом бренности всего живого на Земле. Михаил Булгаков ничего не выдумывал, когда писал в «Мастере и Маргарите» об «осетрине второй свежести».

Но весь наш богатый национальный опыт скудного потребления, как и «нехватка чернил» (о таком в стране, которая явно хочет считать себя великой державой, даже говорить вслух как-то неудобно), не повод давать производителям продуктов питания лазейку для возможных злоупотреблений.

У нас и так есть «колбаса», а есть «колбасный продукт», есть «молочные продукты», а есть «молокосодержащие». У нас и так постоянно появляются истории про то, как магазины (особенно этим грешат крупные торговые сети, где больше товаров и труднее проверить) пытаются продать просроченные продукты в надежде, что покупатель «не заметит» и не прочитает на этикетке срок годности.

При всей правильности и разумности курса на либерализацию условий ведения бизнеса стандарты упаковки продуктов точно не арена для торжества либеральных идей. Даже если затраты производителей на упаковку из-за сохранения сведений при дефиците чернил вырастут, что приведет к удорожанию продуктов, это не повод убирать с этикеток важную информацию.

Одно из главных экономических, социальных и чисто человеческих завоеваний постсоветской России — качественное улучшение стандартов потребления. Мы, казалось, победили одно из главных зол советской экономики — тотальный дефицит товаров и отсутствие выбора. Не допустить обвального падения потребительских стандартов и качества товаров, которыми пользуются россияне, — важнейшая задача государства. Пустые полки магазинов или некачественные товары без информации о сроке годности люди заметят сразу. И в таком случае вы уже никогда не убедите их в том, что наша экономика в очередной раз оказалась круче подлых санкций.