Войти в почту

Back in USSR: лучшие рестораны и бары Москвы с советской эстетикой

Главный специалист по воссозданию интерьеров советских времен — Дмитрий Левицкий. Спустя пару лет после запуска алкобуфета «Шашлычная» с громадным советским ковром и хрустальными люстрами на Малой Дмитровке открылся новый проект Hurma Group в ностальгическом формате пельменной, популярном в 1980-х годах. Собственно, и название новое заведение, расположившееся в историческом здании некогда доходного дома, получило именно такое — горбуфет «Пельменная». В интерьере — целое собрание предметов быта прошлых лет: винтажные музыкальные колонки, деревянные шкафы 1960-х годов, люстра эпохи сталинского ампира и даже школьная меловая доска. Главное украшение зала — настенное панно в лучших традициях советских мозаики с портретом вдохновителя проекта Саши Таксиста с кружкой пива, пельменями и рюмкой. При этом у красочного ретродекора вполне исторические корни: часть мозаики ранее была элементом одного из павильонов на ВДНХ.

Мономеню посвящено целиком и полностью пельменям и вареникам, которые производят на фабрике «Лепим и варим» с на редкость щедрым соотношением начинки к тесту 50/50. Начинки, конечно же, самые аппетитные — есть даже с крабом и красной икрой (990/1400 р.), с щукой, судаком и соусом из сметаны и икры минтая (590/880 р.) и сладкие с сербской вишней (390/580 р.). Дополняют блюдо семь соусов, в том числе и тот самый кетчунез (смесь кетчупа и майонеза). Под домашние настойки по 250 р., ореховый и смородиновый шнапс, венгерскую сливовую палинку, помимо пельменей, можно заказать любимые советские закуски: селедку с картошкой (290 р.), помидоры с сыром и чесноком (390 р.), два вида сала с горчицей и хлебом (350 р.), оливье (290 р.) и бутерброды со шпротами и яйцом (по 290 р.).

Эталону советской ностальгии в современном прочтении — легендарному «Dr. Живаго» Александра Раппопорта — в этом году исполняется восемь лет. Ресторан на углу Моховой и Тверской стал преемником других проектов, исследующих русскую кухню, — кафе «Националь» и «Композитора», которые ранее находились на этом же месте с видом на Кремль. Для каждого «Живаго» свой: для тусовщиков, приезжающих сюда под утро, спасительная точка для завершения веселой ночи, а для туристов и любителей буржуазной ретроэстетики — место для погружения во все самое лучшее, что ассоциируется с Советским Союзом.

Под мелодичные песни Утесова и Шульженко девушки в костюмах буфетчиц с красными, как кремлевская звезда, губами подают гостям модную интерпретацию русской и советской классики: пожарские котлеты (790 р.), расстегаи (110 р.), рогалики с щучьей икрой по-казачьи (950 р.), карасей в сметане (960 р.), образцовую гурьевскую кашу (420 р.). Запивая черную икру шампанским, можно бесконечно любоваться интерьером, в который аккуратно вплетены работы советских художников XX века: Малевича, Петрова-Водкина, Дейнеки и Самохвалова. Для самых важных встреч — камерный зал, напоминающий палехскую шкатулку, с черными лаковыми стенами с изображением красных кавалеристов и рубиновой звездой на потолке.

Для тех, кто предпочитает 1960-е и их космический футуризм, — ресторан «Восход» в парке «Зарядье» на месте бывшей гостиницы «Россия». Масштабный проект с эмблемой в виде одноименной ракеты «Восход» (той самой, на которой мечтали отправиться на орбиту советские мальчишки) вдохновлен, как легко догадаться, темой покорения космоса: гиганская 3,5-метровая люстра символизирует движение планет вокруг Солнца, рисунок ковра напоминает изображение Земли из космоса, лепные барельефы вдохновлены ностальгией по прошлому, а вместо табличек для резерва столиков используют фигурки космонавтов.

В меню тоже своего рода вселенная, но уже кулинарная: в масштабном перечне собраны блюда кухни народов СССР в современной интерпретации — от узбекской чучвары с бульоном (480 р.) до долмы с каспийской осетриной (1500 р.). Гастрономическую классику шеф-повар Максим Тарусин сбалансировал более модными «интернациональными» позициями в духе татаки из тунца (760 р.) и страчателлы с муссом из вишни и земляники (680 р.). Уплетая чебурек La Grande (220 р.) в виде большого круглого шара (планеты, если угодно), можно топать ногой под песни советской эстрады, а почти всю неделю, кроме понедельника, — под живую музыку регулярно выступающих в «Восходе» ВИА.

Алкопортал в советское прошлое — новый бар-рюмочная «Комната отдыха» на Грузинском Валу, вдохновленный временами, когда Россия и Прибалтика еще были друзьями. Отсюда и нетривиальная концепция бара-рюмочной под названием «прибалтийский шик». Интерьер «Комнаты отдыха» авторства Константина Беляева буквально собран из элементов прошлого: обивка стен сделана из частей шкафов, произведенных в 1960-е годы в Чехословакии, Польше и Советском Союзе, барная стойка и столики — из персидского мрамора, а рижские музыкальные колонки и советские серванты были найдены на дачах друзей основателей рюмочной.

За воссоздание эстетики Прибалтики времен Советского Союза отвечают даже шоты: главные бестселлеры получили название в честь знаменитых представителей республик. Так, шот «Урмас Отт», в который добавляют кефир, назван в честь эстонского тележурналиста, «Лайма Вайкуле» с клубничным йогуртом — в честь эстрадной певицы, а «Раймонд Паулс» с шоколадом — в честь латвийского дирижера и композитора (370 р. за каждый, 1000 р. за сет из трех). Заказывать стоит все самое любимое из советского или постсоветского детства, и побольше (благо цены позволяют не сдерживаться): щедрые бутерброды с сельдью (290 р.), с щучьей икрой (530 р.), со шпротами (330 р.), с ростбифом (370 р.), с салом (330 р.) и с красной икрой (510 р.), соленья и ироничное блюдо — московское буррито (370 р.) с мясным фаршем, сыром и специями, которое продавалось с 1995 по 2012 год в московском метро.

«ЦДЛ» — уникальное место с историей, о которой хочется узнать побольше. Особняк в стиле модерна был построен в конце XIX века для князя Святополк-Четвертинского, а в начале 1930-х годов был передан Московскому дому писателей. К слову, строки Маяковского «Не знаю — петь, плясать ли, улыбка не сходит с губ. Наконец-то и у писателей будет свой клуб» — как раз о об этом месте. Даже в 1940-х годах в «ЦДЛ» подавали настоящие деликатесы: рябчиков, севрюгу, осетрину на вертеле и барашка на углях. Нехарактерное для тех лет изобилие объясняется тем, что ресторан был прикреплен к дефицитной спецбазе «Мосглавресторан». Вплоть до 2000-х попасть сюда можно было только по писательскому билету, а сегодня забронировать столик в ресторане «ЦДЛ» и оказаться в святая святых советских литераторов можно всем. В залах, где собирались Симонов, Шолохов, Зощенко и Евтушенко и приезжали с визитами Жерар Филипп и Марлен Дитрих, теперь можно завтракать за столиками с белыми скатертями, устраивать семейные ужины и дружеские встречи.

Кухня Федора Верина ностальгическая и местами очень даже буржуазная: в меню есть паштет из цесарки (800 р.), копченая стерляжья спинка с грушей и грибным рагу (2800 р.), телячий язык с яблочным тартаром (1550 р.), маковый торт (550 р.) и кремлевские сырники (600 р.). Если забронируете столик в основном дубовом зале, обратите внимание на многотонную хрустальную люстру, подаренную Сталиным, — она должна была служить украшением станции метро «Комсомольская». Еще один уникальный объект в дубовом зале — лестница, построенная без единого гвоздя и сохранившаяся до наших дней в первозданном виде. Когда в особняке проходили встречи московской масонской ложи, она помогала определить, кто идет — свой или чужой: знать, как пройти по ней бесшумно, могли только члены тайного общества.

Кажется, что легендарная «Мари Ванна» существовала всегда, но на самом деле ресторан в стиле квартиры зажиточной советской интеллигенции 1930-х появился в Спиридоньевском переулке при содействии холдинга Ginza Project в 2008 году, когда открывать рестораны на Патриках еще не было мейнстримом. Среди партнеров проекта значился молодой ресторатор Илья Тютенков. Долгое время о ресторане знали лишь друзья и знакомые владельцев. «Мари Ванна» работала в режиме «не для всех»: попасть могли только свои по предварительной брони или открыв дверь персональным ключом, который выдавался постоянным гостям заведения. Уже позже «Мари Ванна» превратилась в более радушную хозяйку и доступ к кулинарному ретро стал открыт для всех. Сейчас филиалы ресторана работают не только в Москве и Петербурге, но и в Лондоне, Нью-Йорке и Баку. За границей проект привлекает и иностранцев, и российских эмигрантов ностальгическим настроением и множеством деталей, навевающих приятную тоску по прошлому: расписные супницы, трогательные статуэтки, кружевные салфетки, посуда, напоминающая о детстве у бабушки, лампы с абажурами ручной вязки и коллекционные издания книг.

В домашнюю атмосферу погружает и точная стилизация советской кухни за большие деньги. В теплом убранстве подают винегрет с запеченной свеклой (490 р.), вареники с вологодским маслом (650 р.), наваристый борщ с пампушками (610 р.), котлеты пожарские с картофелем на углях (690 р.) и «Птичье молоко» к чаю (450 р.). По вечерам под традиционные разносолы предлагают пить домашние настойки (260 р.), которые выдерживаются больше месяца в специальном погребе. Перед уходом можно воспользоваться внутренней почтой «Мари Ванны» и отправить открытку друзьям и близким в Питер, Лондон, Баку или Нью-Йорк — адресат сможет получить ее в ресторане указанного города.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в нашем телеграме и в «Дзене».