20 лет татарстанскому дизтопливу
Две круглые даты в производстве татарстанского дизельного топлива — одного из основных товарных продуктов НПЗ АО "ТАИФ-НК"
2022 год стал дважды юбилейным для татарстанской нефтепереработки: исполнилось ровно 20 лет со дня ввода в эксплуатацию на нефтеперерабатывающем заводе АО "ТАИФ-НК" Комплекса гидроочистки средних дистиллятов, давшего начало производству в республике дизельного топлива, и 10 лет с момента полного перехода НПЗ ТАИФа на производство дизельного топлива стандарта Euro-5. Каковы этапы становления производства дизтоплива и есть ли предел совершенству — в материале "Реального времени".
Почти 3 млн тонн дизтоплива в 2021-м, и в 2022 году объемы сохраняются
По итогам 2021 года АО "ТАИФ-НК" было произведено более 7,3 млн тонн товарной продукции. В том числе почти 3 млн тонн, или 41% от общего объема, приходится на летнее, всесезонное и зимнее дизельное топливо.
Такие цифры были озвучены в августе текущего года на совещании с участием президента Татарстана Рустама Минниханова по итогам финансово-экономической деятельности ГК "ТАИФ" в минувшем году.
В 2022-м, даже с учетом растущего санкционного давления на Россию, существенных снижений по выпуску дизтоплива на "ТАИФ-НК" не отмечается.
— На сегодняшний момент по дизельному топливу мы еще на 24% переориентировали отгрузку нашей продукции на внутренний рынок. Объемы производства сохранены, — в интервью "Реальному времени" на площадке недавно завершившегося в Казани международного форума TatOilExpo-2022 сообщил генеральный директор АО "ТАИФ-НК" Максим Новиков.
Более того, в нише, где, казалось бы, уже невозможно создать что-то еще, освоены два новых вида продукции: дизельное топливо стандарта Euro-6 и арктическое дизельное топливо.
Нет предела совершенству
— Мы выпустили свои собственные технические условия на основании действующего ГОСТа, но с более жесткими требованиями по показателям содержания в топливе серы, оно было снижено в два раза — с 10 ppm до 5 (для информации: ppm — на латыни: pro pro mille, или одна миллионная доля, то есть 1 ppm — это 1 мг/кг серы в продукте, — прим. ред.). По содержанию влаги — снижение с 200 ppm до 100. Также были улучшены такие показатели, как содержание полициклической ароматики, окислительная стабильность, температура вспышки. Все это в совокупности позволило ТАИФ-НК получить топливо более экологичное, более эксплуатационно-качественное, надежное для двигателя внутреннего сгорания, значительно превосходящее требования текущего ГОСТа, — рассказал о том, что собой представляет дизтопливо Euro-6 главный инженер АО "ТАИФ-НК" Алексей Храмов.
Euro-6 — продукт не нефтеперерабатывающего завода, а другого — уникального производства, также входящего в состав ТАИФ-НК, — Комплекса глубокой переработки тяжелых остатков перегонки нефти. И, как признались на производстве, пока это скорее имиджевый продукт — опережающий свое время.
— Мы можем сделать топливо, не только отвечающее ГОСТу, но и существенно превосходящее это требование. Это наш сигнал покупателю, что при использовании топлива ТАИФ-НК, у вас не будет проблем с эксплуатацией двигателя. Даже на наиболее современных и высокотехнологичных автомобилях. Что касается внедрения требований Евро-6 на государственном уровне, пока такой информацией не обладаю. Насколько я знаю, такой момент не прорабатывался, поскольку Евро-5 — это уже вершина того, как можно очистить топливо, — отметил Алексей Храмов.
Впрочем, нельзя не отметить, что новинка не осталась незамеченной и на федеральном уровне. Дизельное топливо TAIF-NK Euro-6, межсезонное, сорта Е, экологического класса К5, стало лауреатом одного из самых престижных конкурсов качества в стране — "100 лучших товаров России".
— Низкое содержание серы в дизельном топливе TAIF-NK Euro-6 позволяет уменьшить дымность отработанных газов, снизить выбросы оксидов серы и отложений в топливной системе, — отметила начальник лаборатории цеха №09 КГПТО АО "ТАИФ-НК" Елена Демидова. Кроме того, по ее словам, новинка, благодаря низкому содержанию полициклических ароматических углеводородов, позволяет существенно замедлить износ системы впрыска топлива, предотвращая тем самым образование нагара на форсунках, камере сгорания и увеличивая ресурс работы двигателя, одновременно снижая канцерогенную опасность выхлопных выбросов. Еще одно преимущество TAIF-NK Euro-6 — снижение значения окислительной стабильности, что позволяет увеличить время сохранности первоначальных свойств дизельного топлива. Иными словами, такое топливо способно храниться дольше.
— На КГПТО сделали Euro-6, а на НПЗ — арктическое топливо, — рассказал о второй новинке производства главный технолог АО "ТАИФ-НК" Алексей Тайманов. — Арктическое топливо — это смесевое топливо с пакетом специальных присадок. Оно обладает улучшенными характеристиками по таким показателям, как температура помутнения и предельная температура фильтруемости. Уверен, что продукт будет востребован в северных регионах нашей страны, — добавил он.
Коммерческая служба "ТАИФ-НК" уже активно налаживает мосты с потенциальными потребителями и "Арктики", и еще одной новинки — промежуточного дизтоплива между обычным зимним и арктическим с температурой помутнения до –44 °C.
— Россия — очень большая страна, и регионы Сибири, Дальнего Востока, Севера, в преддверии зимнего сезона часто идут на хранение значительных объемов. То есть в летний и осенний период завозят и складируют запасы на зиму. В том числе дизтопливо. И они, естественно, выбирают "Арктику", чтобы избежать неприятностей при любых капризах погоды, чтобы обеспечить все требования по качеству и иметь возможность заправлять свою технику и в самые лютые морозы. В настоящее время мы мониторим рынок и видим спрос на данную продукцию. В том числе видим на нее спрос на торгах на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже, — пояснил журналисту "Реального времени" Аскар Сультеев, начальник управления по коммерции АО "ТАИФ-НК".
От сырьевого участка до современного комплекса: эволюция за 20 лет
ТАИФ первым в Татарстане задумался о создании крупного нефтеперерабатывающего комплекса полного цикла. В его основу легла арендованная, а позже выкупленная у "Нижнекамскнефтехима", установка ЭЛОУ АВТ-7.
— Она строилась изначально для обеспечения сырьем завода этилена, для получения из сырой нефти прямогонного бензина. Фактически, он и топливный мазут для ТЭЦ — и был весь перечень целевых продуктов, которые она выпускала. Все остальное было "побочкой". Сама установка была запущена в 1978 году. Но это была совсем другая установка, не в таком виде, в котором мы ее видим сейчас, — напомнил историю становления АО "ТАИФ-НК" директор НПЗ Владимир Лахомов. — Установка много раз реконструировалась: расширялась, увеличивалась мощность, реконструировался вакуумный блок, потом был построен комплекс гидроочистки средних дистиллятов...
— Завершение строительства и ввод уникального на то время производства — КГСД —состоялось в уже далеком 2002 году. На тот момент это было последнее слово техники. Данная установка перерабатывала порядка 1,5 млн тонн средних дистиллятов с получением считавшегося на то время низкосернистым дизельного топлива на 2000 ppm, — развил тему главный инженер АО "ТАИФ-НК".
Шло время, технологии развивались, менялись экологические требования к моторному топливу. ТАИФ-НК, работая на опережение, продолжает модернизацию своего оборудования. В 2008 году, совместно с компанией Criterion Catalyst Co Ltd (Великобритания), проведена реконструкция установки гидроочистки средних дистиллятов НПЗ, что позволило на 10% увеличить объем катализатора гидроочистки и полностью заменить каталитическую систему. После чего у "ТАИФ-НК" появилась возможность производить дизтопливо стандарта Евро-4. А совершенствование оборудования продолжилось.
— Начиная с 2010 года установка подвергается ряду масштабных реконструкций и модернизаций. К июню 2012 года ее производительность с прежних 1,5 млн тонн вырастает до 2,3 млн тонн, а содержание серы снижается до 10 ppm. Если бы те люди, которые проектировали Комплекс глубокой переработки средних дистиллятов в 2002 году, посмотрели на него сейчас, они, скорее всего, эту установку и не узнали бы. Кратно было увеличено содержание катализатора в реакторном блоке, поставлен дополнительный реактор гидроочистки — то есть была увеличена как производительность, так и глубина сероочистки. Был изменен и модернизирован печной блок. Была дополнительно смонтирована вакуумная колонна, которая позволила получать стабильный продукт, — кратко описал десятилетнюю историю совершенствования технологии Алексей Храмов.
"ТАИФ-НК" первым в России полностью перевел свое производство на выпуск дизтоплива стандарта Euro-5, отвечающего самым строгим мировым стандартам. И это стало важной вехой не только в истории самого комплекса, Группы ТАИФ и Татарстана, но и в истории нефтеперерабатывающей отрасли страны в целом.
Выступая на церемонии запуска производства, президент Татарстана Рустам Минниханов назвал это событие знаковым для Татарстана и всей Российской Федерации. "Много было разговоров о возможности запуска такого производства, и группа компаний "ТАИФ" реализовала этот проект на предприятии "ТАИФ-НК" за короткое время", — отметил он перед тем, как вместе с Альбертом Шигабутдиновым нажать символическую кнопку пуска производства.
— Для лучшего понимания, — уточнил директор НПЗ. — Евро-3 это — 350 ppm по содержанию серы, то есть 350 г на тонну. Евро-4 — 50 г на тонну, не более. Евро-5 — не более 10 г на тонну. Вся остальная часть серы удаляется на этом комплексе. Она становится самостоятельным продуктом. На ЭЛОУ при разделении нефти получается дизельная фракция, она закачивается в резервуар, оттуда насосами — на КГСД. И если в резервуаре содержание серы — 1% — 10 000 ppm, то на выходе с КГСД — 10 ppm. В 1000 раз снижается содержание серы в дизельном топливе. Естественно, при сгорании в двигателе автомобиля меньше образуется оксидов серы, азота, диоксида серы и прочих загрязняющих веществ. И это все работает на снижение нагрузки на экологию, на окружающую нас среду, — подчеркнул Владимир Лахомов.
За тем, чтобы технология соблюдалась безукоризненно, и к конечному продукту не было ни малейших нареканий, тщательно следит собственная Центральная лаборатория НПЗ.
— Контроль качества производства топлива идет на всех этапах. Начиная от поступающего на производство сырья — нефти, из которой вырабатываются нефтепродукты, — и дальше анализируются полуфабрикаты, и так вплоть до товарной продукции — по всей цепочке. Для каждого этапа утверждена своя карта, указаны параметры, которым должен соответствовать продукт. По этим параметрам и происходит лабораторная проверка, — отмечает начальник Центральной лаборатории НПЗ Маргарита Урманова.
20 лет в историческом срезе — совсем небольшой промежуток времени. Но для нефтепереработки Татарстана — это целая эпоха — путь от окончательного понимания того, что республика, в масштабах страны играющая значительную роль в нефтедобыче, просто обязана иметь свою нефтепереработку, до нынешнего АО "ТАИФ-НК" — современного нефтеперерабатывающего комплекса, способного не только выпускать широкий ассортимент востребованной продукции, но еще и занимающего лидерские позиции в масштабах страны по таким важнейшим показателям, как глубина переработки углеводородного сырья и доля извлечения из него высококачественных светлых нефтепродуктов.
Реклама. АО "ТАИФ-НК"Токен: Pb3XmBtzt6m9dbmhLyNMwGiCmo2c2HcMUbJU1gc