Треть нормальной фермерской еды в России выбрасывают на помойку. А могли бы раздать миллионам бедных россиян
Фермеры производят для россиян еду и отправляют её на прилавки магазинов. Вот только треть всех этих продуктов потом оказывается не на столе у людей, а на свалке. Об этом рассказал ответственный секретарь рынка «Фуднет» Константин Иванов. То есть огромная часть нормальной, непросроченной пищи идёт на кормление червей, притом что, только по официальным данным, в России около 17 млн человек живёт за чертой бедности. «На утилизацию в ретейле и перевозке от поля до прилавка обычно уходит около 30% от всего объема продукции. Это очень много, поэтому любые решения, которые будут направлены на то, чтобы этот объём сократить, очень актуальны», — рассказал Иванов РИА «Новости» Речь идёт не о каких-то просроченных и испорченных продуктах. И даже не о европейской санкционке, которую «на радость» всем недоедающим у нас давили тракторами. Эксперт говорит о еде с истекающим сроком годности. По его мнению, вся проблема кроется в перепроизводстве товаров. Он считает, что продукты в магазинах вообще не должны приближаться к границе срока годности. Проще говоря, на прилавок должно поступать столько еды, сколько россияне купят. Тогда и не придётся ни на помойку еду выбрасывать, ни раздавать её. Такой подход, возможно, избавил бы торговые сети от лишних забот, но для нуждающихся он невыгоден, поскольку излишки еды могли бы достаться им бесплатно. Зачастую продукты в супермаркетах вовремя не расходятся из-за того, что далеко не все могут их себе позволить. Росстат в апреле — июне насчитал в стране 17,6 млн человек, живущих за чертой бедности. Хоть это и меньше, чем в те же месяцы в 2021 году (18,2 млн), реальные доходы россиян понизились на 0,8%. Произошло это из-за инфляции почти в 16%, которая наблюдалась во втором квартале 2022-го. Сейчас в числе крайне бедных не только пенсионеры, иногда замечаемые у мусорных баков в поисках еды. Как отмечала экономист Наталья Зубаревич, каждый пятый российский ребёнок живет в семье с доходами ниже прожиточного минимума. И на этом фоне бизнес на полном серьёзе выбрасывает нормальную еду на свалку. Взять всё, да и раздать! Хотя сейчас много еды просто выбрасывают, всё-таки некоторые отечественные ретейлеры потихоньку начинают решать проблему. Летом в «Магните» и в магазинах X5 Group («Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Чижик») запустили программу бесплатной раздачи продуктов с истекающим сроком годности. Называется она красивым русским словом — фудшеринг. Раздавать еду будут нуждающимся россиянам. Фудшеринг поддерживают и власти. В сентябре Минпромторг сообщил, что прорабатывает с ретейлерами законы, которые помогли развить программу раздачи еды нуждающимся. Но пока непонятно, во что по итогу это выльется. Ведь до сих пор почему-то фудшеринг в России нормально не заработал, хотя очень бедные люди в нашей стране появились не вчера. Ответ на самом деле прост: бизнесу дешевле выбрасывать еду, чем адресно её распределять. Дело в том, что по закону продавец, отдав бесплатно продукты, обязан заплатить в бюджет 40% от стоимости переданного — налог на добавленную стоимость. То есть Фемида как будто не видит, что компания не получила прибыль за эту передачу. Как отметил Константин Иванов из «Фуднета», если отменить НДС на почти просроченные продукты, у бизнеса появится стимул раздавать еду. Так уж у нас в стране повелось: крупные ретейлеры любят называть себя социально ответственным бизнесом, но, как только речь заходит об убытках хоть на чём-либо, сразу начинаются разговоры в стиле «никто не будет работать в ущерб в себе, вы что?!». Фото: Flckr , CC BY 2.0