Вы отравились в кафе или ресторане — как наказать заведение и стрясти с него деньги
Российские законы чётко устанавливают: все услуги должны быть безопасны. Именно этим должны руководствоваться российские кафе и рестораны, но на деле владельцы точек общепита порой экономят на продуктах или не следят за обстановкой на кухне, а расплачиваются за это уже посетители. Ещё повезёт, если удастся отделаться лёгкой кишечной инфекцией, ведь последствия могут быть куда серьёзнее. За ваше отравление ресторан должен расплатиться — и буквально перед вами, и фигурально перед обществом. Как привлечь нерадивых рестораторов к ответственности — в материале «Секрета». Опыт отравления после ужина в ресторане или перекуса в кафе есть если не у каждого, то точно у большинства. Одну из таких историй рассказала и подруга автора этого текста: в 2019 году девушка зашла поесть в одну из точек популярной в России сети кафе возле станции метро «Курская». Вскоре ей стало плохо — и подозрения пали на огурцы в греческом салате (кожица у них была слегка скручена, а цвет стремился скорее к жёлтому, чем к зелёному). Девушке повезло — отделалась небольшим недомоганием, так что к врачу обращаться не пришлось. Популярное средство от проблем с пищеварением быстро решило проблему. Связываться с кафе она тоже не стала и предпочла не придавать случившемуся слишком большое значение — а ведь был шанс наказать нерадивых рестораторов, пускающих в блюда овощи явно не первой свежести. Чем можно отравиться Отравиться можно по двум причинам: либо по вине сотрудников ресторана, либо из-за недобросовестных производителей продуктов питания. Ошибки возникают: в режиме хранения продуктов и готовых блюд; а также в технологии приготовления. Роспотребнадзор считает наиболее опасными такие продукты: салаты из большого количества компонентов (и в первую очередь остерегаться салатов со сметаной или майонезом); торты и пирожные с кремом; шаурма; студень; всё, что делают из рубленого мяса, например паштеты, котлеты или рулеты. А ещё стоит опасаться овощей и фруктов — их могли плохо промыть и оставить на поверхности возбудителей всяких неприятных вещей, в том числе сальмонеллезов, дизентерии и ротавирусной инфекции. А адвокат юридической группы «Яковлев и партнёры» Евгения Рыжкова в беседе с «Секретом» призвала остерегаться роллов — особо популярного среди россиян блюда. Опасность представляют плохо промытые яйца, на которых может быть сальмонелла — передаётся она от птицы. «По этой причине многие точки общественного питания переходят на яичный меланж», — подчеркнула она. С отравлением лично сталкивалась другой эксперт этого материала — адвокат, управляющий партнёр международной юридической компании Legal World Ирина Калинина. «Чаще всего травятся белковыми продуктами (это рыба или морепродукты), особенно в жаркое время года, либо некачественными продуктами. По себе знаю, как это тяжело и неприятно. Так как я уже научена горьким опытом, то первое, что я делаю, — нюхаю блюдо, которое мне принесли», — отметила она. Так как быть, если вы всё же нарвались на некачественную еду, потратились на собственное лечение и готовы бороться за справедливость? Что делать Сначала срочно к врачу Как только заметили симптомы отравления — сразу обращайтесь за медицинской помощью. Лучше открыть больничный и подробно рассказать врачам, что вы ели. Особенно важно установить причинно-следственную связь между посещением кафе и собственно отравлением, отметила руководитель аппарата Саратовского реготделения Ассоциации юристов России Наталья Грешнова. Её должны отразить в медицинском заключении — там напишут, что вам поплохело именно из-за еды в конкретном ресторане. Иначе у вас будет куда меньше шансов наказать заведение. Врачи знают, какие именно документы нужно оформлять, подчеркнул адвокат, руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин. Так что на следующих этапах какие-то специальные бумаги не потребуются — доверьтесь в этом вопросе медикам. Раздобудьте доказательства Вот что сгодится в качестве доказательств вашего посещения кафе и последующего отравления: чек из ресторана — это самое очевидное, при этом крайне редко кто-то забирает его после посиделок; выписка с банковской карты — она заменит чек, если вы оплачивали счёт не наличными; чеки на лекарства, которые прописал вам врач. Если вы всё же оплачивали ужин в кафе наличными и чека не сохранили, то попробуйте заручиться показаниями свидетелей, а также подготовьте фото или видео, которые вы могли сделать во время приёма пищи. В теории сойти за доказательство может даже пост в соцсетях. Напишите претензию Всё, что вы делали до этого, должно помочь вам в главном — подготовке претензии. От качества собранных доказательств будет зависеть, признает ли ресторан свою вину или будет сопротивляться. Пример такой претензии можно найти на сайте Роспотребнадзора. Начинать претензию Ирина Калинина из Legal World рекомендует ссылками на статьи 4 и 7 закона «О защите прав потребителей». В них указано, что услуги должны оказывать в соответствии договору, а также что услуги должны быть безопасны. Затем можно переходить к фактам. Вот что нужно указать в претензии: название организации или ФИО индивидуального предпринимателя; их ИНН или ОГРН (ОГРНИП); адрес заведения; ваши ФИО, адрес и контактный телефон; дату визита или доставки; перечень заказанных блюд; количество пострадавших; диагноз; требования (в том числе о возврате денег, компенсации расходов на лечение и юридическую помощь, а также компенсацию морального вреда и утраченного заработка, если вы слишком долго были на больничном из-за отравления). К претензии приложите доказательства того, что вы действительно ели в кафе, медицинское заключение, чеки на лекарства, обследования и юридическую помощь. Затем отправляйте её заказным письмом или лично принесите в заведение — там попросите сотрудника проставить на втором экземпляре (его вы унесёте с собой) дату, ФИО, должность, подпись и печать. Также стоит заранее указать банковские реквизиты — по ним вам переведут компенсацию, добавил Андрей Саунин. Пожалуйтесь в Роспотребнадзор Вообще, обратиться в ведомство вы можете на любом этапе, подчеркнула Наталья Грешнова из Ассоциации юристов России. А чем раньше вы это сделаете, тем больше вероятность, что в кафе объективно зафиксируют все нарушения, например неправильные хранение продуктов или обработку посуды. «Такая проверка Роспотребнадзора в итоге может сделать ресторан более сговорчивым при рассмотрении вашей претензии, плюс сам Роспотребнадзор сделает всё необходимое для привлечения виновника к ответственности. Да и в будущем не только виновнику, но и другим кафе и ресторанам будет урок — может, лучше будут соблюдать санитарные нормы и обеспечивать безопасность еды», — отметила эксперт. Подать жалобу в Роспотребнадзор можно через «Госуслуги», сайт ведомства , письменно почтой или лично на приёме. Идите в суд Вашу претензию должны рассмотреть в течение 10 дней. Если в кафе молчат или отказываются компенсировать ваши затраты, не признавая своей вины в отравлении, можно смело идти в суд. К участию в деле привлекайте Роспотребнадзор. Представители ведомства смогут рассказать о результатах проверки (если вы им пожаловались), а ещё о том, травились ли посетители в этом месте прежде. Важно составить исковое заявление по утверждённой форме , иначе суд его не примет. Если вы сомневаетесь, что сможете правильно всё сделать, то лучше обратитесь к профессиональному юристу. К исковому заявлению нужно приложить претензию и всё, чем вы её дополняли. Обязательно укажите, что хотели решить вопрос без суда и писали претензию владельцу кафе. Если доказательства у вас надёжные, то вполне можно выиграть дело. «Шансы на положительное решение достаточно высокие, однако компенсация морального вреда может составить до 15 000 рублей, а компенсация расходов на лечение возможна только за те медицинские услуги, которые вы не могли получить бесплатно, расходы на юридическую помощь традиционно занижаются судами», — рассказала Евгения Рыжкова из «Яковлев и партнёры». Также кафе-нарушителю могут назначить так называемый потребительский штраф. По закону если суд встаёт на сторону истца, то взыскивает с ответчика (в нашем случае ресторана) штраф за отказ от добровольного урегулирования претензии. Его размер составит 50% от суммы, которую присудили в вашу пользу. Коллаж: «Секрет фирмы», Unsplash/Timothy Dykes, Jasper Garratt