Войти в почту

Почему люди продолжают ходить в рестораны в кризисные времена: мнение экспертов

Несмотря на прогрессирующий стресс и тревогу, ухудшение уровня жизни и значительный рост цен в заведениях общепита, рестораны Москвы остаются полными, а на карте города каждую неделю появляются новые проекты всех мастей — от демократичного до премиального сегмента. Мы собрали мнения экспертов из разных областей — от психологии до маркетинга, чтобы найти ответ на вопрос: почему даже в самые мрачные исторические периоды люди ходят в рестораны и что за этим стоит — наглядное действие пирамиды Маслоу, компульсивное заедание эмоций или простая человеческая потребность быть ближе друг к другу?

Анна Ивашкевич, нутрициолог, клинический психолог-диетолог

«Кризисные ситуации, постоянный стресс, повышенная тревожность — это те самые периоды, когда в нашем теле происходят серьезные изменения. В период стрессовых моментов начинают активную работу несколько гормонов — адреналин и кортизол. В начале, когда происходит самый пик тревожности, вырабатывается адреналин. Этот гормон притупляет аппетит, потому что, когда мы находимся в опасности, нам не до еды. Но когда это состояние становится постоянным и изматывающим, стресс заставляет наши надпочечники повышать выброс кортизола, который и посылает мозгу сигналы о восполнении энергии.

Кроме того, еда — самый простой и относительно дешевый способ получения удовольствия. Купить себе новую вещь в гардероб дороже, нежели заказать десерт или коктейль в любимом ресторане. Но здесь важно отметить, что посещение дорогих ресторанов снизилось из-за проблем с финансами, а вот места, где можно бюджетно перекусить, продолжают пользоваться спросом среди людей. В периоды стресса мы выбираем получение легкого удовольствия от жизни — а это в первую очередь еда, впечатления и компания. Когда необходима психологическая поддержка, люди больше хотят находиться в окружении близких, родных, друзей, пытаются создать вокруг себя дружественную, приятную обстановку, звать чаще в гости — иными словами, мы пытаемся искать всевозможные точки сближения, так как страшно находиться в одиночестве.

Рестораны и кафе — это тот самый способ получения дофамина: съесть вкусное блюдо, поговорить с близкими, улучшить настроение, ощутить беззаботность, получить возможность отдохнуть. То же самое касается и посещения концертов, и театров, и выставок — смена локации, переключение внимания, концентрация на чем-то другом».

Люция Сулейманова, психолог, кандидат психологических наук

«В кризисные времена критически возрастает необходимость человека в свободе выбора, пусть даже на небольшом и локальном уровне. На расширение этой потребности, страдающей в эпоху турбулентности, и работает желание сохранить и опереться на какие-то ритуалы, знаменующие стабильность. Когда вынужденно приходится менять привычную жизнь (а это очень сложно), важно продолжать хотя бы иногда задействовать ритуалы нормы. Кроме того, ресторан — публичное место, где много людей, уютно, играет мирная музыка и пахнет вкусной едой. Это отличная точка опоры, дающая возможность комфортного общения и чувство, что ты не одинок. Еще один важный аспект — во время посещения ресторанов включается тема сохранения статуса, возможностей — „я по-прежнему могу себе позволить“ — и некоей, пусть иллюзорной, элитарности жизни, которая в кризис стремительно утрачивается. И все это в целом дает ощущение стабильности, расслабления и надежд на будущее, так необходимое любому в эпоху перемен».

Влад Пискунов, бренд-шеф ресторана «Матрешка»

«Рестораны — прежде всего развлечение. И если у человека в силу обстоятельств бюджет ограничен, он, как правило, отказывается в первую очередь как раз от развлечений. Только когда люди имеют лишние деньги, они ходят в рестораны. Но, как говорится, „кому война, а кому мать родна“. Многие люди в такие периоды только увеличивают доход — все же у людей разные сферы деятельности. Во время Первой мировой, например, в ресторане „Эрмитаж“ резко вырос ресторанный трафик за счет коммерсантов и интендантов, которые хорошо зарабатывали на войне. То есть кризис — время новых возможностей, и нынешнее время не является исключением. Есть люди, которые пользуются изменениями в экономике и социальной жизни и имеют с этого выгоду. Поэтому не стоит удивляться, что в ресторанах в любые времена всегда есть какие-то люди, которые даже в сложные периоды продолжают что-то отмечать».

Анастасия Аксенова, частный инвестор, финансовый аналитик и консультант

«Люди во время неопределенности испытывают большой стресс, а страх того, что их сбережения, особенно если они небольшие, обесценятся, заставляет тратить их здесь и сейчас на развлечения, в том числе и на походы в рестораны. Если же у человека и не было накоплений, психологически начать их формировать в кризисное время очень сложно. Гораздо проще пойти с друзьями в кафе, отвлечься от насущных проблем и расслабиться.

Стремление снимать стресс в заведениях общепита может быть губительным. В периоды кризиса и рецессии в экономике особенно важно иметь финансовую подушку безопасности, а также активно инвестировать часть денежных средств. Здесь можно вспомнить „правило чашки кофе“, которое работает и остается одним из основных принципов финансовой грамотности во все времена. Оно гласит, что если каждый день вместо покупки чашки кофе, которую может позволить себе практически каждый, откладывать эти деньги, то за год можно создать себе финансовую подушку безопасности или инвестировать, но только в те инструменты, в которых вы разбираетесь, так как иначе вы рискуете потерять вложенные средства.

Конечно, не стоит полностью отказываться от развлечений и посещения кафе, таким образом лишая себя удовольствий. Это может усугубить психологическое состояние человека, спровоцировать апатию и демотивацию, желание уйти в себя и замереть в своем развитии и доходе».

Маргарита Былинина, маркетолог, предприниматель

«В стрессовый период организм расходует ресурсы быстрее, и начинает постоянно требовать „дозаправку“. Поэтому многие во время нервного перенапряжения начинают есть чаще и больше. Кроме того, снизить стресс помогает погружение в позитивную и эстетичную обстановку. И один из самых доступных и быстрых способов — посетить кафе или ресторан. Здесь мы попадаем в ситуацию, где не надо ни о чем заботиться, нас встречают с радостью, выполняют все желания. Каждому человеку важно быть уважаемым, а в ресторане к гостям проявляют максимум внимания и подчеркивают важность их персоны. Подобная гамма эмоций и впечатлений позволяет отключиться на время от реальности и стимулирует выработку серотонина. А выбор заведения, блюда, приятное ожидание запускают процесс производства еще одного гормона радости — дофамина.

Также такой вид досуга традиционно ассоциируется с легкой и приятной жизнью. Интуитивно мы используем выходы в свет или практикуем дружеские посиделки в кафе, чтобы побывать на островке стабильности в кризисное время. Поэтому даже после пандемии ресторанная отрасль показывает высокие темпы восстановления».

Фото: Unsplash, ресторан Maritozzo

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в нашем телеграме и в «Дзене».