Общепит в советской Чите

Общепит в советской Чите
© Zab.ru

Помните знаменитые кадры обеденного перерыва в комедии Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика», где приговоренный к 15 суткам исправительных работ верзила уплетал харчо и шашлык, а скромный студент Шурик довольствовался кефиром и нарезным батоном? Обеденный перерыв в советское время был неприкосновенным и свято чтимым промежутком в рабочее время. Что и где ели жители Читы советской, и сколько им это стоило – об этом сегодняшний рассказ.

 Бутылка кефира, полбатона… 

Насчет харчо и шашлыков для пятнадцатисуточников – это, конечно, всего лишь режиссерская придумка для усиления комедийности. А вот молоко или кефир, и батон действительно были традиционным меню для рабочих и служащих там, общепит отсутствовал в непосредственной близости от рабочего места. Да и если неподалеку находились столовые и кафе, то успеть пообедать за час было нереально – заведений таких имелось крайне недостаточно. Потому молодые рабочие и служащие, неприхотливые к процессу принятия пищи ограничивались принесенными с собой бутербродами, булками и молоком. Бутылка молока стоила 28 копеек (причем, сдав ее, 15 копеек можно было получить обратно), батон имел цену в 22 копейки. В итоге – дешево и сытно.

Насчет бутербродов было сложнее – с середины 70-х годов прошлого века из продажи стали исчезать колбаса и сыр. Но плавленые сырки, килька и сливочное масло из продажи не выводились. С ними и делали «перекус» строители развитого социализма.

Люди в возрасте, чьи желудки требовали определенного режима питания, приносили с собой из дому картошку, котлеты, а порой и супы в стеклянных литровых банках и чай в термосах. В некоторых учреждениях и на предприятиях, где не было своих столовых, существовал такой неформально установленный порядок – сотрудники по очереди готовили обеды на весь коллектив. Если в нем было не более 10 человек – это не несло существенных расходов. А экономия времени и средств была налицо. Одни день всех кормишь ты, потом девять дней – тебя. Удобно! Вот пример врастания в бесклассовое и безденежное коммунистическое общество. Шутка.

 Как белые люди… 

Общепит существовал, в основном, для приезжих и для тех, у кого перерыв составлял более одного часа. В кафе «Ингода» при одноименной гостинице на Театральной площади столовались офицеры штаба ЗабВО, штаба 12-той Воздушной армии и других, расположенных в центре города армейских структур. Старшие офицеры обедали в ресторанах, если не хотели ехать до дому. В рестораны заходили шикануть со стипендии и студенты читинских вузов. В месяц они получали от 30 до 50-ти рублей, а комплексный обед в «Забайкалье», например, обходился в один рубль. Зато не надо было стоять в очереди и двигать пластиковый поднос по направляющим алюминиевым рельсам. Клиент чинно садился за стол, а официант, не спрашивая о предпочтениях, выставлял тарелки со стандартным комплексным обедом – холодная закуска, суп, второе блюдо, и компот или чай с выпечкой.

Популярными в обеденный перерыв были кафе «Тополь» на углу Калинина – Бутина, «Лира» на ул. Богомягкова (ставшее потом притоном читинских бандитов и взявшее название «Космос»), «Русские блины» на Красноармейской, «Минутка» на ул. Калинина, «Надежда» на ул. 9 Января. Рядом к «Надежде» притулилась знаменитая на весь город «Пирожковая», где окрестные пьяницы разливали украдкой по стаканам портвейн.

Поход в такое заведение обходился от 30 до 60 копеек, в зависимости от блюд. Наиболее экономные, а также те, у кого не было достаточно денег, брали гарнир – макароны, или пюре, и чай. Тогда обед стоил каких-нибудь 10-15 копеек. Но, повторимся еще раз, в основной массе рабочий люд эти заведения не посещал – некогда было.

 Анекдот в тему: 

Рабочий каждый день приносит с собой завтрак - бутерброд с килькой. Однажды к нему подошел секретарь парткома:

- Завтра завод посетит иностранная делегация, так что ты, Иванов, возьми из дому что-нибудь получше!

Назавтра Иванов на глазах иностранцев развернул и съел бутерброд с черной икрой.

- Молодец, не подкачал! - говорит ему потом секретарь. - Как это тебе удалось достать черную икру?

- Всю ночь не спал, глаза из килек выковыривал. 

Без отрыва от производства 

Крупнейшие предприятия и наиболее значимые учреждения обязательно имели собственный общепит. По качеству блюд на первом месте, скорее всего, были Тепловозо-ремонтный завод и Вагоноремонтное депо. Мощный ОРС (отдел рабочего снабжения) обеспечивал столовые этих предприятий качественным сырьем, и даже, несмотря на обязательное воровство поваров, блюда там выходили добротными. Даже ОРС-осовские пирожки, стоившее в два раза дороже пирожков от читинского треста столовых и ресторанов (12 коп. против 5 коп.) были намного вкусней – с достаточным количеством начинки, и хрустящим тестом.

Самой знаменитой рабочей столовой была «Ласточка» на Машзаводе. После окончания обеденного перерыва сюда пускали всех желающих с улицы. И в желающих недостатка не было. Только по четвергам – в законодательно установленный «рыбный» день, работяги шли обедать или в заводские буфеты, или в диетическую столовую тут же, на заводе. В остальные дни «Ласточка» давала хороший оборот. Средняя стоимость обеда тут составляла примерно 70 копеек. Молодые рабочие, со стажем менее трех лет одно время получали бесплатные талоны на обеды по линии профкома.

 Что охраняю, то имею 

Разумеется, лучше других питались в перерыв работники продуктовых магазинов. Обычно в штате для того держали на ставке технички или даже продавца специальную повариху. Иногда дежурили по кухне в очередь. Работники прилавка употребляли дефицитные сардельки и колбаску, могли побаловать себя вырезкой и свежими овощами. Все это не шло в продажу, а распределялось среди своих. Перепадало даже грузчикам, которые непременно откупоривали под обед бутылочку – другую крепленого вина. Все это было в порядке вещей.

А что же работники общепита? Неужели они ели то, чем кормили людей? Конечно, нет. Те, кто помнят советский массовый общепит, помнят и то, что наряду со смешными ценами, он отличался ужасным качеством блюд. Еду готовили не на масле, а на комбижире, вместо мяса в гуляш и супы шли кости с ошметками жил, сметану разбавляли кефиром, в чай для цвета подсыпали соду, пюре делали не на молоке, а на воде, отчего оно имело синюшный оттенок и мерзковатый привкус. Все натуральные продукты труженики общественного питания делили меж собой, и уходили по домам с туго набитыми сумками. Соответственно, и обеды они готовили для себя из этого «фонда» сэкономленных продуктов.

Изредка общепит подвергался неглавсой проверке со стороны сотрудников ОБХСС (отдел борьбы с хищениями социалистической собственности). Сейчас эта операция называется «тайный покупатель». Агент в штатском под видом рядового посетителя делал заказ, а потом являлись его коллеги, проводили контрольное взвешивание, составляли акт, и по его результатам либо возбуждали уголовное дело, либо смещали руководство заведения. Но на практике такого почти никогда не было – мощнейшая торговая советская мафия имела везде свои глаза и уши, и о таких рейдах они получали информацию заранее.

 Плоды просвещения 

Хуже, чем в городских столовых, кормили только в школьном общепите. И без того достаточно небогатый рацион нещадно располовинивался поварихами. А вместе с учениками в этих же столовых обедали и учителя, под насмешливые взгляды мощных бабищ, лопающихся от довольства. Правда, иногда школьные буфеты компенсировали недостаток калорий. Они славились беляшами и кондитерскими изделиями. И, что бы там ни говорили, но голодных людей в Советском Союзе не было. Не было совсем.