Свободная касса! Возможности для бизнеса на российском рынке фастфуда
Почти половина россиян в 2022 году стала реже посещать кафе и рестораны. Нестабильное время заставляет людей экономить, и еда вне дома — одна из статей расходов, которую для большинства несложно безболезненно урезать. Кроме того, уход крупных иностранных заведений вроде McDonald’s тоже влияет на изменение поведения россиян. Как себя чувствует российский рынок фастфуда в 2022 году, как он устроен и как сейчас в него заходить?
Рынок фастфуда в России сегодня
В 2021 году фастфуд-сегмент был единственной частью российского рынка общепита, которая росла. В то время как походы в кафе и рестораны уменьшились на 26%, а в кофейнях и пекарнях — на 13%, потребление фастфуда увеличилось на 16%. По объему расходов посетителей фастфуд достиг 57% рынка.
В результате, по оценкам экспертов NPD Group, Россия по структуре рынка общепита приблизилась к США и Китаю, где фастфуд занимает лидирующую позицию.
У такой тенденции несколько причин. Во-первых, в пандемию сетям фастфуда оказалось проще всего перестроиться, в том числе на онлайн-доставку. Мария Терещенко Специалист по продвижению компании «PR Doctor»
Во-вторых, сами россияне считали, что дезинфекция и соблюдение санитарных норм в сетевых заведениях выполняются лучше. В-третьих, во время локдауна для потребителей был актуален вопрос сокращения расходов, а картошка фри и бургер стоят дешевле, чем обед в ресторане.
Благодаря пандемии у людей сформировались новые привычки: они чаще стали заказывать еду, чем посещать залы условных ресторанов. И здесь заведения фастфуда снова в выигрыше.
По итогам 2021 года российский рынок стритфуда вырос на 23% и достиг объема 2,22 млрд. заказов, как посчитали аналитики BusinesStat. А количество людей, посетивших заведения фастфуда хотя бы раз за год, увеличилось на 9,3% — до 73,8 млн. человек. Во многом из-за того, что произошло перераспределение клиентов: те, кто раньше посещал рестораны и кафе, стали смотреть в сторону более демократичных вариантов.
Показатели 2022 года для рынка фастфуда тоже высокие. В первом полугодии россияне потратили в ресторанах быстрого питания на 16% больше, чем в тот же период 2021 года, — 55 млрд. рублей.
Вдобавок, в фастфуде средний чек вырос на 13%, т.е. до 448 рублей. А в туристических городах — Сочи, Москве, Санкт-Петербурге — июньские продажи были даже на 30% выше, чем в тот же период 2021 года.
Самая популярная концепция фастфуда для российского рынка сегодня — бургерные.
В этом сегменте работали крупные игроки: McDonald’s, Burger King — которые показывали устойчивый рост. К примеру, компания McDonald’s в 2021 году показывала рост прибыли в 1,6 раза, а общие продажи Burger King увеличились на 15,9%.
Из российских компаний на рынке фастфуда можно отметить сеть «Франклинс Бургер», которая была основана в 2012 году, а активный ее рост начался после пандемии.
На сегодняшний день в сети 20 ресторанов, расположенных в Москве и Московской области, а оборот компании в 2021 году составил 555 млн рублей. Выручка во 2-м квартале 2022-го оказалась на 156,8% больше, чем в такой же прошлогодний период. Уже в 2022 году оборот компании превысит 1 млрд рублей, и это доказывает, что бургеры остаются «универсальным» продуктом на рынке, независимо от страны.
«Шансы стритфуд-сегмента, особенно в кризисные моменты, довольно высокие. Ведь в любой кризис в первую очередь страдают рестораны класса «люкс», а, как показывает статистика, рынок фастфуда страдает наименее всего» — оценивает перспективы отечественного фастфуда Яков Пеер, управляющий партнер сети «Франклинс Бургер».
Другая популярная концепция — сети быстрого питания на основе традиционных русских блюд, в первую очередь блинов с разными начинками. Основной игрок в этой нише — сеть «Теремок», у которой 320 точек в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. И в ближайшие 5 лет могут появиться еще 200.
Сеть ресторанов работает в России с 1998-го. Выручка компании за 2021 год составила 11,1 млрд. рублей (в 2019-м — 11,3 млрд рублей, данные за 2020-й компания не раскрывает).
В начале года основатель «Теремка» Михаил Гончаров заявил: «Место сети McDonald’s никто не сможет занять. Чтобы этого добиться, нужны десятилетия тяжелого труда и стимулирующие меры правительства».
Однако данные о спросе на фастфуд говорят об обратном: предприниматели вкладываются в новые концепции, и появление лидера в этой отрасли не исключено.
По концепту русской кухни работает и «Крошка-картошка», только здесь акцент сделан на блюдах из печеного картофеля. Кроме этого, в российском фастфуде развиваются сети киосков с хот-догами и сэндвичами, в частности «Стардог!s». А также кафе быстрого обслуживания с ресторанными стандартами, это направление представляет Prime Аркадия Новикова.
Сложности 2022 года
Главной сложностью 2022 года для российского рынка фастфуда стал уход крупных иностранных сетей, которые собирали большой трафик — McDonald’s, Pizza Hut, KFC. Американская компания Yum! Brands, владеющая KFC и Pizza Hut, ранее сообщила о полном уходе из России, однако рестораны будут переданы новым владельцам.
Одно только закрытие McDonald’s привело к тому, что выручка всего рынка в апреле 2022 года упала на 20% относительно апреля 2021-го.
И хотя часть клиентов McDonald’s пошла к его крупнейшим конкурентам, KFC и Burger King, подняв им выручку, большинство все же просто не посещали фастфуд — такие данные приводят аналитики компании «Ромир».
Однако позже открывшийся под брендом «Вкусно — и точка» McDonald’s все же собрал прежнюю аудиторию: в августе доля суммарных трат в этой сети достигла 44% от всех расходов на фастфуд-рынке. А показатели среднемесячных посещений аналогичны февральским для McDonald’s.
Более сложной проблемой стало снижение трафика в торговых центрах, связанное с остановкой работы иностранных брендов — IKEA, Inditex (Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti) и других.
Многие были якорными арендаторами. Меньше посетителей ТЦ — меньше гостей на фуд-кортах. И хотя некоторые магазины открылись заново под другими брендами, в августе трафик покупателей некоторых ТЦ в Москве достиг минимума за 3 года. А в сентябре он пошел вниз после объявления частичной мобилизации.
Вдобавок перед игроками российского рынка общепита стоят вопросы покупки и обслуживания кухонного оборудования: почти на 60% оно было зарубежным, в основном из США и Европы.
В условиях проблем с логистикой, валютных колебаний, отказа отдельных компаний работать с российскими клиентами приходится искать отечественных поставщиков. Это также время и деньги.
Сюда добавляется необходимость корректировать меню, исключая недоступные теперь продукты, потому что их нельзя доставить, или они сильно выросли в цене.
Как попасть в российский фастфуд в качестве игрока?
Тем, кто хочет занять освободившееся место, придется, во-первых, пересматривать ценовую политику.
Многие иностранные сети были привлекательны тем, что у них были бургеры по 70 рублей. В то время как российские заведения на фуд-кортах предлагали за 300 рублей.
Сети вроде McDonald’s могли себе позволить такие низкие цены благодаря огромному трафику. А российским компаниям, не имеющим такой аудитории и проходимости в точках, придется искать способы уменьшить себестоимость, чтобы стать привлекательнее для экономящего потребителя.
Во-вторых, новичкам заходить на рынок лучше с привычными для потребителя концептами, то есть это бургеры, национальная еда, хот-доги и так далее.
Большинство людей не любят новые форматы, а для бизнеса сейчас не время для экспериментов — на счету каждый рубль и каждый клиент.
Кроме этого, сейчас нужно приготовиться к поиску оборудования на внутреннем рынке, поставщиков с оптимальными ценами и активному завоеванию клиента. Потому что потребитель чаще идет туда, где ему уже все знакомо.
Несмотря на сложности, фастфуд останется самым популярным сегментом общепита в ближайшее время и его рост будет продолжаться.
Большинство россиян ищут точки для повседневного приема пищи и тяготеют к быстрому питанию. При этом будут все сильнее востребованы демократичные заведения.
Уход иностранных игроков открывает широкое поле для российских компаний — и для давно развивающихся на этом рынке, и для новичков. Однако отрасли придется перестраиваться, а российским заведениям — доказывать, что они способны составить конкуренцию ушедшим иностранным.
Фото: Ahmed Aziz, Алена Демина