Как революцию пережили производства, возникшие в России еще при царе
История ряда предприятий и заводов – свидетелей Октябрьской революции – началась еще в Царской России. Они пережили смену власти, войны и работают до сих пор. Как менялись их судьбы на протяжении веков, узнала корреспондент «МИР 24» Анна Бажайкина.
Федор Паскевич исполнил желание своего отца. Построил в белорусском Добруше писчебумажную фабрику. Станки начали работать в конце XIX века.
«Большое подспорье здесь играет река Ипуть. Для производства бумаги необходима техническая вода в большом количестве», – отметил заместитель директора по общим вопросам и кадровой работе Добрушской бумажной фабрики «Герой труда» Александр Мартынов.
Фабрику соединили с Полесьем железной дорогой. Установили восьмичасовой рабочий день. Построили больницу и школы. Но незадолго до революции простые рабочие оказались недовольны мизерной зарплатой. Они устраивают забастовки и бунты. И так на многих предприятиях.
В Петрограде очереди за мясом, хлебом и керосином. Электричество дают лишь по вечерам. 25 октября 1917 года по старому стилю штурм Зимнего дворца. Временное правительство пало. А у большевиков краткая и понятная программа: вся власть Советам, земля – крестьянам, заводы – рабочим. Молодому государству досталось немалое наследие. Но его нужно сохранить и приумножить.
«На фантиках изображали события того времени. Это портреты руководителей партий. На фантиках печатали буквы алфавита, потому что в стране царила безграмотность. Даже кондитеры хотели помочь решить эту проблему», – рассказала руководитель экскурсионно-выставочной работы Музея истории шоколада и какао МИШКа Марина Жданович. Когда заводы национализировали, в Москве появилась кондитерская фабрика имени революционера Бабаева. До этого был семейным бизнесом и назывался «Товарищество Абрикосова сыновей». «Торговал сырьем, подготовленным к производству пастилы, мармелада, начинок для конфет. Изготавливали большие тарные упаковки из жести и стекла, где хранился даже компот. Взбитый белок и персик без косточек запаивались в жестяную упаковку, которая отправлялась на фабрику мелкого кондитера», – отметил потомок Абрикосовых Дмитрий Абрикосов. Уже в новой истории кондитерского концерна здесь тоже работают династиями. У Натальи на Бабаевском работали мать и отец. В детстве, когда встречала их с работы, прижимала к носу папин пиджак. От него всегда пахло обжаренными какао-бобами. «Руководство фабрики давало на праздники набор кондитерских изделий. Мы, дети, всегда залезали в эти коробки. Я искала бабаевскую «Белочку», потому что она была самая вкусная», – рассказала начальник производственного отдела Концерна «Бабаевский» Наталья Буравцова. Каждую осень в этом цехе начинают собирать подарочные наборы к Новому году и Рождеству. Среди шкатулок и сундучков с конфетами набор «Шоколадная фабрика» как дань памяти особняку на Красносельской, в котором основатель кондитерского производства готовил сладости.
Как у крепостного получилось основать кондитерскую фабрику и почему на могилу создателя русского фарфора никто не приходит? Смотрите в специальном репортаже «Свидетели революции» на телеканале «МИР 24».
Тест: Что вы знаете о революции 1917 года?