Bourgeois Bohemians и Marso Polo: в Петербурге подвели итоги Where To Eat

В Санкт-Петербурге 16 ноября прошла десятая, юбилейная церемония Where To Eat. Примечательно, что эта всероссийская премия зародилась в Петербурге, а петербуржские рестораны давно стали таким же символом города, как Невский проспект, Эрмитаж, Дом Зингера, дворцы, реки и каналы. Первые 10 мест распределились следующим образом:

Bourgeois Bohemians и Marso Polo: в Петербурге подвели итоги Where To Eat
© BFM.RU

1. Birch

2. Bourgeois Bohemians

3. Frantsuza Bistrot

4. Harvest

5. Probka на Добролюбова

6. Meal

7. Osteria Betulla

8. Sea, Signora

9. «Сад»

10. Recolte

Всего в рейтинг Where To Eat St. Petersburg 2022 вошли 162 заведения, весь список можно найти на сайте премии. Мне очень нравится этот рейтинг, и однозначно его стоит использовать как чек-лист для вашего путешествия.

Примечательно, что гости на премии были максимально одеты в черное. Всего пара вкраплений красного. В Петербурге любят декаданс и черную одежду графичных форм. Мне кажется, что из всех культурных слоев именно декаданс максимально живуч в Петербурге, и даже первый ночной клуб Петербурга носил именно это название.

Накануне поездки в Петербург я смотрела фильм про Зинаиду Гиппиус, современники назвали ее «декадентская мадонна Серебряного века». Вспомним ее знаковый портрет в точеном черном костюме с эффектным жабо руки Льва Бакста.

Фото: репродукция commons.wikimedia.org

У Зинаиды Николаевны оказалась довольно «гастрономичная» биография: родилась в городе Белеве Тульской области (знаменитая белевская пастила), летом жила на даче в городе Боржоми. Вдохновившись ее немногочисленными, но очень тонкими стихами, я решила провести эти три дня в стиле богемного декаданса. Специально для этого вояжа и премии я накупила черные наряды дизайнера Яниса Чамалиди, петербуржского Dries van Noten, и решила быть максимально петербурженкой.

Лолита Самолетова. Фото: пресс-служба

«Англетер»

Если есть в Петербурге мистическая гостиница, то это «Англетер». Хотя гостиницу полностью перестроили и даже поменяли высоту этажей, дух Есенина меня тут не оставляет. Я, наверное, очень чувствительный человек с хорошим воображением — ни одну ночь я тут спокойно спать не могу.

Так что я, наверное, Astoria girl, и в следующий раз буду снова там останавливаться. Но что мне нравится в «Англетер», так это оригиналы картин Глеба Богомолова, изображал он людей словно иконы. И глухой звон колоколов Исаакия в предрассветном тумане. Словом, сплошная мистика.

Завтрак

Rene

Место, которое не вошло в список Where To Eat Петербург только потому, что в день премии этому месту шел пятый денечек. Место расположилось в Доме Зингера на втором этаже с открыточным видом на Казанский собор через огромные арочные окна.

Идеальное гранд-кафе с шумом голосов, звоном бокалов и приборов, французско-русскими завтраками и выпечкой такого уровня, что закроешь глаза с круассаном во рту — и ты в Париже.

Меню большое, как и положено гранд-кафе. Бренд-шефом выступил Роман Киселев, которого мы знаем за тонкий вкус, любовь к Франции и умение создать сказку для всех: от ЗОЖника и сурового красноярского бизнесмена (прим.: Роман был шеф-поваром красноярского 0,75 Please, когда они ворвались в рейтинг Where To Eat) до красивых романтичных молодых пар и трогательной бабушки с пятилетним внуком, который уплетал ватрушку в одной руке и держал зеленый воздушный шарик в другой.

Шарик мальчик получил в честь ре-открытия знаменитого книжного в Доме Зингера. Ах, этот знаменитый стеклянный купол с шаром и витиеватые бронзовые цветы на входной двери эпохи модерна. Теперь в книжном на его двух этажах наводят магию слова ребята из «Подписных изданий», знакового книжного на Литейном, поэтому и атмосфера, и организация пространства в новом книжном на высшем уровне. Я, правда, не нашла тут томик Гиппиус, но зато есть целый стеллаж, посвященный Бродскому, а детский отдел с подборкой книг и детским уголком, пожалуй, лучшее детское пространство в Петербурге.

После Rene я решила прогуляться до знаменитого арт-кафе «Подвалъ бродячей собаки» на Итальянской, место, которое в 1911-1915 годы было эпицентром артистической и литературной жизни Петербурга Серебряного века.

Именно тут произошел знаменитый «батл» Маяковского и Есенина. По нынешним меркам место выглядит странновато: павлопосадские платки вместо скатертей, а чтобы помыть руки, нужно взять огромную цепь с ключом и приколотым СD диском из пасти бронзового льва на кассе. Потолок слишком белый, не хватает богемного шума, гама и дыма папирос. Зато каждый вечер в 19:30 здесь проводят небольшие спектакли и читают стихи. И кофе тут довольно сносный.

Franstusa Bistro

Это место, куда мне хочется возвращаться. Тем более ресторан, открывшийся в канун 2022 года, ворвался на третье место рейтинга Where To Eat St. Petersburg 2022 и получил специальный приз «Выбор СМИ». Есть за что. Иван Фролухин по прозвищу Француз работает как машина, все рецепты доведены до совершенства. В этот раз мы начали с завтрака: французский омлет с сыром бри, знаменитый тарт с малиной, два вида киша и кофе в красивой фарфоровой чашке. Летом я больше любила киш с форелью и шпинатом, а для осени лучше зашел с беконом, грибами и сыром горгонзола.

Как-то незаметно завтрак перетек в обед, и на столе оказались террин с фуа-гра и инжиром, беф бургиньон, уже знаковый пирог с рапанами и белыми грибами, гратен Дофинуа с черным трюфелем (всего лишь 550 рублей), каре ягненка, огромное блюдо кот-де-беф на компанию, которое торжественно выносится в огромном медном блюде. Где-то еще промелькнул палтус. Мой фаворит этого обеда — баллотин из кролика с беконом (870 рублей). Я еще мечтала о том самом овощном блюде рататуй, который пробовала при открытии, но есть было невозможно, потому что диафрагма моя поднялась уже чуть ли не до уровня глаз.

Обед

Marso Polo

Стеклянная оранжерея около храма Спаса на Крови, выходящая окнами на Михайловский сад, угол реки Мойки и канала Грибоедова. Нетипичная для Петербурга яркость: розовые и голубые цветы на номерках гардероба, яркие сицилийские тарелки и итальянская душа Антонио Фреза, истинного петербуржца.

Тут надо идти по итальянской классике: метровая пицца с двумя начинками из дровяной печи, вителло тоннато, маринованные перчики по рецепту мамы Антонио, острая калабрийская колбаса ндуйя, вкуснейший нерезиновый осьминог на гриле. Если вы компанией, обязательно берите флорентийский стейк весом 1,2 килограмма, его тут готовят на огне в печи-камине и посыпают секретной специей — сушеным фенхелем, мама Антонио собирает и сушит его сама. Marso Polo в рейтинге пока на 31 месте, но кухню сильно подтянули, и есть шанс, что к следующему голосованию Marso Polo поднимется повыше.

Da Manu

В переводе с итальянского: «У Ману». Мануэль, так зовут шефа, теперь заправляет в новом месте Арама Мнацаканова на Большой Морской, дом 36. Раньше тут был грузинский ресторан Арама Mama Tuta, но концепция Da Manu легче, ярче и вкуснее. Рекомендую садиться за большой стол под винтажной хрустальной люстрой и заказать из небольшого меню по максимуму.

Тут абсолютно чистая, ровная и при этом легкая итальянская еда. Пиццу делают на невесомом хрустящем тесте, много зеленых салатов, особенно хороши салат с камчатским крабом, авокадо и грейпфрутом и овощной. Ну и конечно же, король местных салатов — фаттуш, знаменитый ливанский салат, свежесть которого «упакована» внутрь хрустящей питы. Питу при вас разбивают ложкой, это отдельное гастрономическое впечатление всего за 750 рублей. Паста у Арама — это классика петербуржской кухни, особенно хороши строцапретти c рагу из кабана и ндуей и тальятелле с кроликом. Отмечу местный коктейль негрони — классика жанра тут выполнена безукоризненно. На соседней М. Морской расположен сигарный клуб Freud, место идеальное как для аперитива, так и дижестива вокруг Da Manu.

Ужин

Сет в Bourgeois Bohemians

Bourgeois Bohemians, или как его ласково называют ВоВо, о котором я писала в обзоре «Выходные в Петербурге в стиле Феликса Юсупова». Сеты братьев Гребенщиковых я не пропускаю. В этот раз Signature № 9, лучший сет братьев, впервые не к чему придраться: вкусы выверены, осенние сочетания и краски, визуально друг друга поддерживая, создают ту самую изысканную русскую кухню, которую так любят отмечать в своих красных книжечках инспекторы Гида. Открывается сет композицией из двух стартеров: картофельная палочка с тартаром из говядины с печеным миндалем, тархуном и эмульсией из жареного лука и корзиночка с пате из печени птицы, черным чесноком, вяленой свеклой и хересным соусом. Вы уже почувствовали звезду «Мишлен»? Я — да.

У братьев всегда в сете есть гребешок, и это единственный гребешок двух столиц, к которому у меня стабильно нет вопросов. В этот раз гребешок был с маринованным ревенем и домашним укропным уксусом. Для сета братья каждый раз делают посуду, особенно красиво подают на осеннем гербарии в стеклянном шаре лангустина с хурмой и эмульсией из икры и панцирей лангустина, сверху чипсы из печеной капусты, которые по своим прожилкам и охровому цвету напоминают листья клена. Самое яркое в буквальном смысле слова блюдо сета — утиная грудка с сушеными овощами и концентрированным мясным соусом с палитрой осенних цветов. Перед уткой было черное дерево из магического леса с вяленым башкирским гусем.

В BoBo мы были вечером накануне премии, особенно радостно было увидеть, что BoBo на втором месте, все больше и больше наступая на пятки Birch, а шеф ВоВо Артем Гребенщиков стал в этом году шеф-поваром года.

Отмотав на сайте премии Where To Eat Петербург в далекий и первый 2013 год, я обнаружила в номинации премии «Шеф-повар года» совсем юного Ивана Березуцкого. Что ни говори, а Петербург — это кузница наших великих шеф-поваров.

Ну и какой же Петербург без баров.

«Архитектор»

Это лучший бар по версии премии Where To Eat 2022. Самое эстетское пространство на улице Рубинштейна. Когда-то в этом доме № 13 был ленинградский рок-клуб: выступали Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Майк Науменко. Стены помнят яркую свободу творчества на фоне членства в Союзе композиторов, и то, что раньше казалось бунтарством, стало русской музыкальной классикой.

Бар найти непросто, заходите в центральный вход и мимо консьержа налево, заодно полюбуйтесь отреставрированной парадной. В самом баре черные контуры светильников, идеальный свет, в котором напитки без сахара и сезонности выглядят особенно красиво в своих архитектурных бокалах. Еще есть красивый внутренний двор, где лаунж и шесть труб, покрашенных в сложный терракотовый цвет — как выглядел бы питерский двор-колодец, если бы он был эстетом. Словно с него Маяковский писал свою фразу «флейта водосточных труб».

Без ЧПХ (аббревиатура, описывающая типично петербуржские бары, где дешево и классно) в Петербурге тоже никак не обойтись, поэтому «ночь, улица, фонарь, веселая компания», и вы в тех самых необычных местах, которые, собственно, и начинали двигать Петербург как гастрономическую столицу радости.

Бар «Витя в Парадной»

Настоящая парадная: отреставрированная лепнина на потолке, старый лифт с двумя дверями, граффити, компания молодых людей, сидящих на ступеньках лестницы. И меню, написанное красным фломастером на белой стене. Настойки по 150 рублей. Мне особенно согрели душу «томат/кинза» и «хреновуха». Атмосфера тут «инфернальный декаданс», и как положено в столице сочетаемых несочетаний: музыка от Боярского до техно, разномастная мебель, словно собранная по соседям для застолья. Мы сидели на обычных деревяных садовых скамейках, как будто загадочный Витя приволок их из соседнего двора. Зато блюда тут подаются на овальных мельхиоровых подносах. Петербуржский барный шик как он есть.

«Федя, дичь»

Шашлычная создана как «лакшери» вариант рюмочной «Ипполит». В отличие от крошечного младшего брата с настойками по 85 рублей и пельменями за 235 рублей, в котором тебя вечно все толкают и трогают, «Федя» действительно роскошный: отреставрированная кирпичная кладка, столики на просторном расстоянии друг от друга, и даже есть огромное антикварное зеркало. Амюз буш в виде бутера с салом и бутера со шпротами по 175 рублей, чебурек за 140 рублей. Шашлыки тут отменные, но ждать придется 20 минут. Настойки берите оптом в стол, гастрономичны местные мацераты, а среди них особенно ярок гречишный за 135 рублей.

После баров мы веселой толпой в два часа ночи оказались в караоке M11 на М. Морской. Там окружают готические своды дома Шмита на когда-то самой фешенебельной улице Петербурга. Молодой мужчина в черном костюме с бабочкой с лысой головой артистично пел фальцетом «Лабутены» группы Ленинград. При этом он делал это настолько от души и филигранно, что теперь именно так буду представлять исполнение этой песни. Коктейли в М11 ужасные, Old Fashion за 800 рублей был жесток. Но обойтись без такого места в Петербурге совершенно невозможно.