На каникулы в Ростов-на-Дону: веселый маршрут по барам и ресторанам

В определенный момент дипломы и статуэтки перестали помещаться на стенах и полках этого небольшого ресторана. В этом году к регалиям Leo добавилось (уже во второй раз) почетное место в международном рейтинге La Liste 2023. А все благодаря неиссякаемому таланту и фантазии шефа Максима Любимова, который филигранно работает с сезонными южными продуктами, меняя меню по нескольку раз в сезон. В Leo нет винной карты, зато есть Сергей Подпорин и Алексей Скидан — увлеченные и неангажированные сомелье, которые нальют вам любого вина, кроме банального и скучного. Впечатлившись рестораном, не забудьте заглянуть за дверь по соседству — там ребята недавно открыли весьма содержательную винотеку.

До определенного момента никому в Ростове не приходило в голову, что смачное поедание раков — это не только популярный семейный досуг или даже отдельный вид спорта, но и традиция, на которой можно построить успешный ресторан. До тех пор, пока Михаил Сидоров и Вадим Кузнецов не придумали проект «Раки и гады». Сегодня даже в будний день получить столик в ресторане-раковарне без предварительной записи затруднительно. Вам придется выдержать конкуренцию с завсегдатаями и гостями города, которые, вооружившись фирменными одноразовыми слюнявчиками и не щадя живота своего, изучают многочисленные рецепты варки раков. Наши фавориты — раки по-донскому и раки в сметане с аджикой.

Немного барства, которого мы не видели, но представляем себе по мемуарам прошлого века, можно найти в этом ресторане. Паровозик из Вверхтормашкино, который ездит по потолку, классическая салонная мебель и сдержанно богатый интерьер хорошо рифмуется тут с русско-европейской кухней. Рекомендуем начать с щучьих котлеток под какое-нибудь белое донское, а там — как пойдет. Не забудьте про местную выпечку — она этого не заслужила.

Аттракцион купеческой кухни без ее последующего разоблачения. Ресторан, каждый квадратный дециметр которого напичкан антикварной мебелью, посудой и прочими элементами концентрированной эпохи «русского Чикаго» и «русского Вавилона» — то есть Ростова-на-Дону конца позапрошлого века. Нужно обязательно попробовать хотя бы пять фирменных настоек (из трех десятков), ростовский форшмак, полбу с морепродуктами и тельное из судака.

Космополитический по интерьеру и сути бар с кухней, притворяющейся израильской, популярен в первую очередь благодаря алкогольным фантазиям основателя — бармена Григория Асланьяна, который искренне увлекся (и увлек ростовчан) приготовлением и употреблением собственных вермутов, а также творческим переосмыслением мировой барной традиции. Среди сменяющихся барных карт нам запомнилась та, что была посвящена смертным грехам. «Уныние» на основе виски тут подавали в щербатой советской чашке. С конфеткой.

«Казачий курень»

Гастрономический лубок, написанный жирным сазаном, фаршированным капустой и икрой, ретушированный огненным борщом и покрытый патиной отличного холодца. Как говорят, картина маслом, а сюжетов в ней — как персонажей на среднего километража картине Ильи Глазунова. «Казачий курень» — важная туристическая точка отсчета для каждого гостя Ростова. Важно только несильно увлекаться казачьими приветственными тапасами (хлебушек, сало, горчичка) в сопровождении рюмочки местного самогона. Точка может стать восклицательным знаком.

Возможно, лучший классический бар города. По крайней мере, здешний негрони точно можно помещать в палату барных мер и весов. У руля тут бессменный Антон Бедняков, который кроме коктейльного дела владеет еще и черным поясом по ростовскому юмору. Общение, понятная музыка и барная карта в виде карт Таро — отличный баланс, можно повторить.

«Не горюй»

Совершенно бессмысленное с точки зрения коммерции местечко на задках знаменитого Старого базара (Центрального рынка). Подвальчик в полутрущобах с такими порциями и качеством грузинской кухни, которые способны заткнуть за вышитый пояс чекменя большую часть ресторанов на Шота Руставели. Кажется, от полного разорения двух грузин, держащих «Не горюй», спасает только домашнее вино и чача, а также тот факт, что попытка посетить это место без предварительной записи в выходные заранее обречена на провал.

«ЦГБ»

Хотя название этого места расшифровывается как «Центральная городская больница», не волнуйтесь… вам не туда. Вам — если нужна быстрая и честная еда — в старейший кластер уличной ростовской еды. Именно тут родился циклопический «килограмм мужской еды», «Московский гамбургер», явно призванный запугать гостей столицы и нежно прозванный ростовчанами «Разорви ***** [лицо]» . Рекомендаций давать не будем: все — от шаурмы до гироса или хачапури — вкусно и безопасно.

Правильное место для того, чтобы бросить якорь среди бурного ростовского эно-гастрономического моря. Тут все совпало: расположение в историческом центре Ростова, европейская кухня с донским фрикативным Г, хороший выбор местных вин. Как говорится: мысли глобально, действуй локально. В номерах — шторы блэкаут, премиальное постельное белье, меню подушек и предметы с историей. Кухню ресторана Rooftop 39 с панорамным видом на крыше возглавляет шеф-повар Максим Артюхов, он же придумал большое меню завтраков. Советуем не упустить возможность попробовать на завтрак яичницу с донской чапрой и, если совсем уж повезет, степные дегидрированные сморчки, фаршированные крем-чизом. Или шикануть и заказать «Королевский завтрак» на двоих с шампанским, круассанами, яйцами бенедикт, икрой и прочими деликатесами, который подают на винтажной посуде с букетом цветов.

Автор: Алексей Матвеенко

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в нашем телеграме и в «Дзене».