Войти в почту

Какие перспективы у нового торгового пути «Россия — Иран»?

Россия и Иран создают новый торговый коридор для обхода санкций, пишет Bloomberg.

Какие перспективы у нового торгового пути «Россия — Иран»?
© BFM.RU

Новый маршрут в 3 тысячи километров свяжет Россию и Иран через Волгу, Азовское и Каспийское моря. Грузы будут следовать через Волгоград до Астрахани, далее по морю до иранского побережья, где их будут переваливать на железнодорожный транспорт. По иранской территории грузы пойдут через Тегеран до южного порта Чехбехар. Там их будут перегружать на индийские суда, идущие в Мумбай.

Как отмечает Bloomberg, новый маршрут позволит России и Ирану вести торговлю независимо от западных стран и, что еще важнее, даст Москве короткий выход на Индию. Предполагается, что Россия установит круглогодичное сообщение между Азовским и Каспийским морями, расширив судоходные каналы. А Иран расширит железнодорожную сеть до Оманского залива. Вероятно, речь идет о транспортном коридоре «Север — Юг», который должен был соединить Россию и Индию. О его строительстве договорились еще 20 лет назад, но проект так и не был реализован.

Создание транспортного коридора «Россия — Иран» может столкнуться с определенными сложностями, отмечает гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:

Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптимальная логистика» «Основная проблема сегодня заключена в Иране. Дело в том, что иранская геодезия достаточно сложная: необходимо возводить мосты, тоннели и так далее. Сейчас, по сути, железнодорожная ветка особо не работает: во-первых, в Иране она не электрифицирована, плюс отсутствует большой перегон между Бендер-Аббасом и Астарой, это порядка 164 километров, которые необходимо построить. Насколько я знаю, РЖД объявляли еще весной и летом этого года, что вложат 1,2 млрд долларов на построение этой дорожной ветки, а также на электрификацию иранских железных дорог (порядка 494 километров). Не знаю, насколько это все будет быстро строиться с учетом иранской геодезии. Это пока открытый вопрос».

Bloomberg приводит мнения экспертов, которые оценивают совокупный объем инвестиций России и Ирана в этот проект в 25 млрд долларов. На чем основывается эта оценка, не очень понятно. Но в любом случае, инфраструктурные транспортные проекты недешевы. Вопрос в том, окупятся ли инвестиции, и когда это может произойти. Комментирует советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов:

Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции» «Массовых грузов, которые могли бы загрузить новый торговый маршрут таким образом, чтобы сама перевозка была довольно высокорентабельной, особенно и нет. Товарооборот между нашими странами достаточно умеренный, большого потенциала экспорта иранских товаров через российскую территорию и российских через иранскую тоже не просматривается. Если речь идет об экспорте из России, очевидно, через Иран достаточно организовывать доставку в Ирак, в Пакистан, теоретически Афганистан, но у России довольно слабый товарооборот с этими странами. Поэтому если транспортировка по этому маршруту и будет осуществляться, то, скорее всего, это будут достаточно нишевые поставки».

Конечно, Иран не заменит России Европу, которая до введения западных санкций была основным торговым партнером Москвы. С другой стороны, товарооборот России и Ирана постоянно растет и за десять месяцев этого года превысил 4 млрд долларов, что больше объемов взаимной торговли за весь 2021 год. Об этом сообщали ранее «Известия», ссылаясь на данные российской таможни.

Россия может отправлять в Иран, к примеру, удобрения и зерно. Ирану тоже есть что предложить взамен: это овощи и фрукты, автозапчасти и даже газовые турбины, которые Иран научился делать, несмотря на западные санкции.