Праздник с колой. За 2022 год в России появилось множество аналогов легендарного напитка

Праздник к нам приходит! Но, как оказалось, не всегда с Coca-Cola. Cool cola, «Добрый кола», «Черноголовка», «Красная цена», Fancy cola — список можно продолжать еще долго. Все это попытки заменить ушедшие из России Coca-Cola и Pepsi. Все это уже на прилавках российских магазинов. Многие уже самостоятельно оценили аналоги. Сделала это и Business FM. В редакции радиостанции мы провели слепую дегустацию. Сразу хочется отметить, что вкус оригинальной кока-колы (это была банка колы из Турции) распознали почти все участники эксперимента. Хотя многим сделать это было нелегко. Вот эмоции одного из сотрудников по имени Алексей:

Праздник с колой. За 2022 год в России появилось множество аналогов легендарного напитка
© BFM.RU

— Мне почему-то кажется, что это оригинал. Вкусно и похоже на колу.

— Экземпляр № 2.

— Запах слабый, хотя по вкусу похожа. Теперь я думаю, что это тоже кола.

— Едем дальше.

— Запах какой-то другой — более сладкий, что ли, но вкус насыщенный, насыщеннее, чем, кажется, другие позиции.

— Нравится?

— Эта нравится, да. Это вкусно. Мне интересно, где кола, потому что определить сложно.

— Псссс!!! (звук открывающейся банки)

— Оооооо! Это прям было!

И это оно и было. Оригинал. Высокие оценки от большинства дегустаторов получила Cool cola от московского Очаковского завода. Местами неплохо проявила себя «Черноголовка» и кола под брендом «Добрый». Собственно, именно там, где теперь разливается «Добрый кола», раньше производился оригинальный напиток. Многие думали, что в бутылки с новыми этикетками польется ровно та же жидкость, что и раньше. Но это не так, объясняет крупнейший ресторатор Новосибирска Денис Иванов, несколько лет лично проработавший на российском заводе Coca-Cola:

Денис Иванов ресторатор «Coca-Cola сама не производила напитки, они работали всегда через заводы-ботлеры, которые разливали по их формуле на основе их концентратов напитки Coca-Cola. Поэтому после того как поставки основного ингредиента прекратились, те же самые заводы стали делать свою колу, и теперь это называется просто какая-то кола. Безусловно, я как человек, который проработал в Coca-Cola пять лет и очень хорошо понимает ее вкус, [могу сказать]: Pepsi я не так люблю. Для меня нет выбора, я вообще не пью сейчас напитки [типа] кола. Но для людей, которые хотят именно такого вкуса, конечно, есть возможность выбрать свое. Безусловно, такого же, как Pepsi и Coca-Cola, не будет, но будет что-то очень похожее».

Но с задачей справились не все. В отзывах сотрудников Business FM, участвовавших в слепых дегустациях, было и много критики. Когда что-то не нравилось, мы спрашивали: «Если нет настоящей колы, с этим можно жить?» И вот, пожалуй, лучший ответ от сотрудницы радиостанции Алины:

«На оригинал ничуть не похоже. Вкус колы очень слабый, прямо вот газировки по минимуму. Жить, конечно, можно, но не хочется».

Самые низкие результаты продемонстрировала Fancy cola с обезьяной на этикетке. Кардинально отличались отзывы о самом дешевом аналоге кока-колы под брендом «Красная цена». От «слишком кисло» или «слишком сладко» до «похоже на выдохшийся оригинал». Впрочем, как показал опыт сотрудницы радиостанции Яны, очень многое зависит и от обстоятельств:

— Не знаю, ощущение, что эта слаще, потому что не хочется пить дальше, хочется запить водой.

— Приемлемо, отвращения во вкусе нет, но, опять же, в сравнении с другими, особенно с теми, которые были первыми, какая-то более водянистая, как будто не доложили чего-то.

— Тоже слишком газированная. Такое ощущение, что как-то переборщили с газами.

— Тут перестарались, там недостарались.

— Да. Слишком сильно кусает за язык.

— Я тебя поздравляю — ты оригинал раскатала вообще по полной программе. Вообще не то, ну прямо совсем другое, пресная, и нет чего кока-кольного — это ты сказала про Coca-Cola. На удивление хорошо оценила «Красную цену», но ближе всего у тебя оказалась «Черноголовка».

— А вот я ее вчера и мешала с виски*, и было нормально.

К слову, по цифрам, «Черноголовка» в этом году показала уверенный рост — с 8,5% до 15% рынка, говорит генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова:

Марина Петрова генеральный директор Petrova 5 Consulting «Если до марта-апреля 2022 года почти 40% российского рынка принадлежало Coca-Cola, 22% — Pepsi и 8,5% — российской «Черноголовке», а региональные предприятия, на долю которых приходилось 29,5%, они боролись за несколько процентов рынка и работали часто в низкомаржинальном сегменте. Сегодня мы, конечно, наблюдаем другую картину. Доля региональных компаний выросла вот с 29,5% практически до 40%. Сегодня с уверенностью можно сказать, что компании начали работать в среднем и среднем плюс ценовом сегменте».

«Черноголовка» показала такие результаты за счет успешного захода на рынок HoReCa, там и фастфуд, и «Аэрофлот», и так далее. Остальные, по словам Петровой, тоже хорошо растут, просто цифры по ним еще не посчитаны. Некоторые игроки подошли к вопросу весьма серьезно, говорит основатель ресторанного консалтинга BarAdvisor Евгений Нерубенко, лично перепробовавший десяток российских кол:

Евгений Нерубенко основатель ресторанного консалтинга BarAdvisor «Очень сильно меня вдохновила кока-кола, которую сделала, кажется, компания «Бристоль» — сеть магазинов. Она у них называется Cola Limited Edition, и, насколько я знаю, где-то разрабатывали им этот рецепт в Германии. Они 56 или 60 раз доделывали все это дело. В итоге они добились такой же газации, такого же вкуса, такого же аромата. Очень сильно похожа, на 99%. Что еще мне очень нравится, эта кола была давно, еще до ухода Coca-Cola, компания Space, напитки. Они делают свою колу. Она не совсем похожа на классическую колу, но она очень вкусная, она суперклассная. Space кола — это правда крутая и великая штука».

Тут, конечно, стоит подчеркнуть, что все вышесказанное, кроме цифр, — это все вопрос вкуса конкретных людей. Спектр эмоций, полученных участниками слепых дегустаций на Business FM, лучше всего передают комментарии самого опытного редакционного газировочного сомелье Никиты Попова:

— Вот это та грусть, которую пить, конечно, не стоит. Это тот аптечный, так сказать, замес. Вот это какой-то напиток, который решили сделать и сладким каким-то, и кислым одновременно, и какой-то такой сделать как бы купаж, который непонятно кому вообще нужен. Не очень интересный напиток, вообще без вкуса. Ну, вот, бодрый, хороший, свежий напиток, который хочется ранним зимним утром выпить и побежать на лыжах, завалить кого-нибудь в снегу.

— А с похмелья сработает?

— И с похмелья, конечно, тоже накатить стаканчик-другой. Вот, хорош напиток.

То есть жить можно. И, что главное, все-таки хочется.

* Редакция Business FM предупреждает о вреде чрезмерного употребления алкоголя.