Войти в почту

«Нет времени общаться»: с какими проблемами амурчане идут к психологу?

В конце ушедшего года президент России заявил, что 15% россиян нуждаются в лечении психики, а также попенял властям на недостаточное развитие психологической службы. И отметил большую востребованность сегодня профессии психотерапевта.

«Нет времени общаться»: с какими проблемами амурчане идут к психологу?
© 2x2.su

Острую нехватку в стране квалифицированных психологов отмечает и ресурс HeadHunter. А Российский лицензированный онлайн-институт психологии SMART (резидент Сколково) предлагает освоить профессию психолога за год, обещая вдвое больше практики, чем в любом вузе, а ещё диплом гособразца, гарантию первого заработка и даже грант на 30 тысяч рублей.

С чем же обращаются к психологам амурчане? Отмечался ли минувший год ростом тревожности из-за всех горьких событий? И что именно нужно улучшить в психологической службе? Об этом мы спросили амурского врача-психотерапевта, психолога, тренера Всемирной ассоциации позитивной и транскультуральной психотерапии Максима Чекмарёва.

Тушить пожары

- Вряд ли возможно оценить в процентах количество нуждающихся в психологической помощи амурчан. Такая помощь необходима не только людям с конкретными проблемами. И, мне кажется, сложность в очень низком уровне психологического сопровождения, присутствия психологии в тех сферах, где ей стоило бы быть. Ведь психология, как любая другая дисциплина, наиболее ценна в качестве профилактики, и в разных видах: консультирование, терапия, психодиагностика, коррекция, сопровождение в трудных ситуациях, а также коуч - наставничество.

Есть такая байка, что в Древнем Китае врачу платили, когда пациент как раз не болел, потому что медик должен был в первую очередь заниматься профилактикой. В психологии это тоже важно. То есть она шире, чем кажется. И создаётся впечатление, что наша ментальность, особенно управляющих структур, связана с желанием тушить пожары. То есть возникает проблема - надо срочно что-то делать! А между тем помогающие профессии - медицина, соцработа - должны работать до возникновения проблемы. Поэтому психологическое сопровождение должно входить в те системы и структуры, в которые мы вписаны: детсад, школа, колледж/университет, профсообщества, лечебницы. Во всех этих областях очень мало психологического присутствия. В школе, например, психолог - это такой надсмотрщик: постоянно что-то мониторит, выполняет какие-то задачи по диагностике. И у него почти нет времени просто общаться с детьми: консультировать их, проводить тренинги - вот это важно! Но для этого и психологов в школе должно быть больше.

Или, например, мы можем говорить об устройстве системы здравоохранения, в которой психолог - тоже по большей части вспомогательный диагностический персонал, если это, конечно, не психиатрический или наркологический стационар. Здесь тоже дефицит присутствует. А в соматическом стационаре, а в поликлинике - всё это тоже важно. Так что, мне кажется, нужно не столько оценивать количество нуждающихся в психологической помощи, сколько принимать меры, чтобы их было меньше - именно за счёт профилактики.

Мало доверия

С чем чаще всего обращаются к психологам - конечно, с семейными проблемами, трудностями взаимоотношений: муж-жена, родители-ребёнок, а шире - коллеги-начальство. Ведь люди более всего заинтересованы людьми, и проблем у людей больше всего именно с людьми. И это как раз означает, что нам всем нужно психологическое сопровождение. Нас же не учат быть родителями, супругами - мы просто ими становимся. Но периодически сталкиваемся с необходимостью обратиться к специалисту с вопросами об отношениях. И это проще и лучше, чем потом обращаться уже с расстройствами.

Что касается возросшего в 2022 году уровня тревоги в обществе, ещё более полувека назад была сформулирована тенденция усиления тревоги и страха. Наш мир очень интенсивный, в нём довольно много опасностей, он безумно ускорился, его трудно понять и объяснить, он связан с огромными инфоперегрузками. В конце концов, человеку вообще свойственно чувство тревоги, потому что ему надо постоянно отвечать на значимые вопросы бытия: в чём, например, смысл его жизни? Человека очень тревожит риск прожить впустую. Или, например, вопросы одиночества - тревожно решаться на близость с другими: вдруг не поймут? А до конца понять другого действительно невозможно. Но это не значит, что не надо идти на контакт, не надо любить, дружить. А это трудно, потому что в мире мало доверия, и оно не развивается, не растёт, скорее наоборот. А вопросы свободы? Притом что каждому важно достаточное ощущение количества свободы, чтобы чувствовать возможность собственной реализации, но и безопасности за свою жизнь.

Так что психология разлита повсюду. И устройство психологической помощи я вижу на нескольких уровнях. Например, грамотное психологическое информирование в СМИ. В этом плане у нас большой недостаток информации, особенно научной, проверенной. Очень много хайповых психологов, которые говорят то, что от них хотят слышать. Ключевой вопрос - проведение психологии через систему образования, как я уже упоминал. Образовательная среда сегодня очень агрессивна, как мне кажется, очень конкурентна.

Но трудность в том, что психолог - это больше вопрос, а не ответ. Это искусство задавать себе и другим вопросы, которые помогают быть в более глубоком контакте с собой, другими и понимать, что любой ответ, который мы находим, - промежуточный. Мы никогда не знаем полную истину, но мы всегда в поиске. А когда в обществе много идеологизации, желания рассказать, как правильно жить, там нет места психологии.

Между тем

Эксперты аналитического департамента агентства КРОС представили рейтинг регионов РФ по итогам 2022 г. в рамках исследования «Национальный индекс тревожностей». По результатам замеров выявлены три группы регионов в зависимости от их восприимчивости к проблемам, присутствовавшим в повестке 2022 г.: встревоженные, уравновешенные и невозмутимые. Куда попали регионы ДФО:

встревоженные - Бурятия, Забайкалье, уравновешенные - Приморье, невозмутимые - Амурская область, Еврейская АО, Камчатка, Магаданская область, Сахалин, Хабаровский край, Чукотка, Якутия.

Главные тревожности:

ход СВО, инфляция, частичная мобилизация, диверсии, лесные пожары.

«Невозмутимые» регионы отличает практически полное отсутствие включённости в федеральную повестку и крайне низкий уровень тревожности по тем фобиям, что волновали всех. Возможно, для них более характерные собственные тревожности, которые не выходят за рамки данных регионов, - прокомментировал директор по аналитике коммуникационного агентства КРОС, автор исследования Андрей Лебедев. - Главным отличием от 2021 г. стало то, что россиян практически перестала волновать проблематика, связанная с COVID-19 и вакцинацией. Как ни странно, но общий рост тревожности общества оказался не столь драматичным, как можно было ожидать. Фактически, он составил 119% к 2021 г., в то время как в 2021-м рост был 71% к 2020-му. По всей видимости, в течение года общество не только адаптировалось к СВО, но и «переварило» частичную мобилизацию. В какой-то степени это свидетельствует о привыкании к новой повестке.

Ещё больше интересного на портале 2x2.su