Говяжьи стейки как роскошь
Из-за роста цен на говядину, как пишет Bloomberg, на стейки для барбекю во всем мире падает спрос, и тенденция обозначилась еще в 2020 году, с первых месяцев пандемии.
Быстрое снижение спроса на говядину стало особо заметным в 2022 году, а в 2023 году падение потребления может продолжиться. В первую очередь это касается тех стран, где блюда из говядины едят чаще всего, — Аргентины, США и Великобритании, говорит обозреватель Bloomberg Джонатан Гилберт:
«Поразительно, что спрос падает быстрее в странах, где говядина — традиционное блюдо. В Бразилии потребление было на пути к рекордно низкому уровню в 2022 году, по данным NielsenIQ в прошлом году покупатели в США сократили покупки более чем на 4%. В то же время продажи ростбифа и стейков упали и в Великобритании. Пожалуй, ни одно место лучше не отражает эту тенденцию, чем Аргентина. Аргентинское барбекю, или «Асада», как говорят местные жители, настолько тесно вплетено в национальную культуру, что даже во время некоторых из худших рецессий потребление оказалось устойчивым к затягиванию поясов. Недавний рост цен в стране, давно славящийся тем, что в ней едят больше говядины, чем где-либо еще, вынуждает потребителей переходить на курицу и свинину. Сорокаоднолетний житель Буэнос-Айреса рассказал, что раньше он готовил стейки на гриле каждые выходные, теперь же он готовит аргентинское барбекю максимум раз в месяц, сейчас он покупает только 1-2 стейка, в то время как раньше заказывал килограммами. Сегодня приготовление барбекю — это роскошь, говорит аргентинец».
Почему так дорожает говядина и что происходит с другими видами мяса в России и мире? Мнение независимого эксперта по мясу, бывшего члена совета директоров Агропромышленного комплекса «Черкизовский» Мушега Мамиконяна:
Мушег Мамиконян независимый эксперт по мясу, бывший член совета директоров Агропромышленного комплекса «Черкизовский» «Себестоимость производства мяса птицы, мяса свинины значительно более выгодна. И поэтому если себестоимость меньше, то и, конечно, цена продуктов вероятнее всего меньше. И мировая тенденция заключается в том, что ежегодно уменьшается доля производства и потребления говядины и увеличивается доля производства и потребления мяса птицы и мяса свинины. Эта тенденция прослеживается последние 20-30 лет, и она будет продолжаться и далее, это первое. Второе, любые экономические трудности, общемировой тренд в экономическом смысле в последние два года не очень благоприятный, поэтому снижается потребление более дорогих продуктов питания, в том числе и говядины. Третья причина, есть очень много социальных групп, ответственных потребителей, которые на самом деле беспокоятся о том, как при производстве пищевой продукции меньше негативного влияния оказать на экосистему. Говядина в этих таблицах всегда будет уступать другим видам, например, свинине и птице будет уступать в 2-3 раза. Если мы говорим о России, для России эта статистика незначительна по той причине, что потребление говядины в России, как и во всем мире, в долях уменьшается, но в последние 2-3 года мы наблюдаем то, что потребление мяса в целом в России не остановлено, даже поднимается в объеме потребления, то есть россияне потребляют сегодня 77 килограммов мяса на душу населения, что очень хорошая восточноевропейская норма, и это на самом деле в трудные времена совсем неочевидная вещь, конкуренция очень большая в России».
По данным Минэкономразвития, по итогам 2022 года более всего, на 20%, подорожала говядина. Цены на баранину повысились на 12% в годовом исчислении, на куриное мясо — на 10,5%, на свинину — на 8%. Рыба в прошлом году подорожала на 8%, яйца — на 4%.